Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 148]

Заключение 148 В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамический характер.
Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями.

Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания.
В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба.

Исходя из проделанного в диссертационной работе анализа, массовую
культуру следует рассматривать как сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей.
Отличительными особенностями массовой культуры являются: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность
трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления; коммерческий характер; использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры.
Основными функциями массовой культуры
являются: адаптационная, коммуникативная, рекреационная, идеологическая, .
коммерческая, потребительская, информационно-гносеологическая, ценностно ориентационная.

Современные глобальные процессы изменяют соотношение между традиционной и массовой культурами.
Сущность глобализации сводится к тому,
что в нее включены все этносы, страны и культуры без исключения.
Феномен массовой культуры напрямую зависит от интенсивного развития
[стр. 3]

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.
В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит
динамичный характер.
Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями.

В условиях стремительных социокультурных трансформаций особый интерес представляет изучение способности человека к самореализации в социокультурных изменениях.
Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания.
В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема взаимодействия личности и массовой культуры.
Глобальные процессы в современном обществе, а также распространение различных инновационных идей, в том числе идеологии постмодернизма, обостряют необходимость адаптации личности к условиям разнонаправленных культурных потоков, структурированных мультикультурных феноменов.
Вместе с тем приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в условиях современного развития.
Обращение к анализу C i b российской массовой культуры, основных черт массового человека, позволяет наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для современного российского общества.
Актуальность изучения личности в условиях массовой культуры связана с изменением характера самого анализа феномена массовой культуры в практике отечественной науки, В последнее десятилетие глубокие изменения затронули подходы к анализу массовой культуры.
В связи с отходом идеологизированно l^ сти, характерной для исследователей советской эпохи, массовая культура пере

[стр.,8]

8 ной связи с теми общественными и культурными процессами, которые определили сущность европейской культуры; • уточнено теоретическое понимание массовой культуры, раскрыта ее сущность и конкретизированы функции; • проанализирован современный этап развития массовой культуры в контексте глобализационных процессов и рассмотрена взаимосвязь средств массовой коммуникации и массовой культуры; • установлены факторы формирования и этапы развития отечественной массовой культуры, раскрыты ее основные черты и особенности; (% • в рамках культурфилософского анализа выявлена проблема бытия личности в культуре, определены особенности массового человека как объекта массовой культуры; • выявлены адаптационные способы самореализации личности в условиях массовой культуры трансформирующегося российского общества.
Основные положения, выносимые на защиту: 1.
Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей.
Отличительными особенностями массовой культуры являются: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления; коммерческий характер; использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры.
Основными функциями массовой культуры
в постиндустриальном обществе являются: адаптационная, коммуникативная, рекреационная, идеологическая, коммерческая, потребительская, информационно-гносеологическая, ценностно-ориентационная.


[стр.,74]

74 комплекс духовных ценностей, которые соответствуют вкусу и уровню развития массовых потребителей.
Исходя из проделанного в диссертационной работе анализа, массовую
культуру следует рассматривать как сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей.
Отличительными особенностями массовой культуры,являются: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность «i трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления; коммерческий характер; использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры.
Основными функциями массовой культуры являются: адаптационная, коммуникативная, рекреационная, идеологическая,
коммерче,«1 екая, потребительская, информационно-гносеологическая, ценностноориентационная.
Явление российской массовой культуры сложное, противоречивое, трудно поддающееся аналитическому осмыслению в контексте традиционного научного познания.
Подлинная история российской современной массовой культуры начинается примерно с 20-30-х годов XX века, в связи с зарождением субкультурных тенденций в искусстве, социальными и политическими преоб * разованиями в России, а ее расцвет приходится на 70-80-е гг.
XX века.
Основными факторами формирования массовой культуры в России являются: социально-экономическая, политическая, воспитательная, гносеологическая, нравственно-психологическая.
Анализ причин позволил сделать вывод, что глобальная причина расцвета отечественной массовой культуры кроется в политико-идеологических и политико-психологических основаниях.
Современные глобальные процессы изменяют соотношение между традиционной и массовой культурами.
Сущность глобализации сводится к тому,

[Back]