67 глобальная проблема культуры. Поэтому ценностный срез исследования феномена культуры включает в себя субъективно-человеческий аспект, выраженный в творчестве и самотворчестве человека. Вне ценностного подхода не может быть и гуманистической методологии, потому что, например, этика теряет.свою «сверхзадачу» и превращается в бесконечное коллекционирование, описание, классификацию наличных культурно-исторических фактов. А поэтому концепция феномена ' «культура» наряду с дескриптивными характеристиками материальных посылок должна содержать и духовные, ценностные понятия. Многие российские мыслители, активно утверждая в данном случае аксиологический метод исследования, актуализируют мысль о примате духовных оснований в культуре. Уже в начале 20-х годов начинает формироваться гуманистическая концепция М. Бахтина, в которой представление о культуре связывается не с «царством косной материи», а с царством духовным. Так, в ранних философских фрагментах «К философии поступка», «Архитектоника поступка» ученый тревожится о том, что культура со всеми ее ценностями, как средствами совершенствования духовной и нравственной жизни личности, восхождения человека к самому себе, «другому», отторгается от бытия, жизни человека90. Идея эта, удивительно злободневная сегодня, проходит красной нитью через все творческое наследие М. Бахтина. Учитывая, что одним из перспективных в отечественной науке является ценностный подход к рассмотрению феномена культуры, следует иметь ввиду, что анализ дефиниции «культура» практически невозможен без изучения моральных (общечеловеческих, гуманистических) ценностей: мы убеждены также, что адекватное освоение культуры осуществляется в значительной степени в процессе индивидуально-личностного общения, диалога, содержащего определенный, морально-этический аспект. 90 Бахтин ММ. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. № 2.-С.15. |
14 Намечая пути к эффективному, целенаправленному изучению современного феномена культуры, скажем, что для адекватного выражения сущностной характеристики дефиниции следует помнить, что человек глобальная пробле^1 ма культуры. Поэтому ценностный срез исследования феномена культуры включает в себя субъективно-человеческий аспект, выраженный в творчестве и самотворчестве человека. Вне ценностного подхода не может быть и гуманистической методологии, потому что, например, этика теряет свою «сверхзадачу» и превращается в бесконечное коллекционирование, описание, классификацию наличных кульФ турно-исторических фактов. А поэтому концепция феномена «культура» наряду с дескриптивными характеристиками материальных посылок должна содержать и духовные, ценностные понятия: душа, дух, сердце, духовность, душевность. Многие российские мыслители, активно утверждая в данном случае аксиологический метод исследования, актуализируют мысль о примате духовных оснований в культуре. iji^ Уже в начапе 20-х годов начинает формироваться гуманистическая концепция М. Бахтина, в которой представление о культуре связывается не с «царством косной материи», а с царством духовным. Так, в ранних философских фрагментах «К философии поступка», «Архитектоника поступка» ученый тревожится о том, что культура со всеми ее ценностями, как средствами совершенствования духовной и нравственной жизни личности, восхождения человека к самому себе, «другому», отторгается от бытия, жизни человека^. Идея эта, удивительно злободневная сегодня, проходит красной нитью через все творческое наследие М. Бахтина. Учитывая, что одним из перспективных в отечественной науке является ценностный подход к рассмотрению феномена культуры, следует иметь ввиду, что анализ дефиниции «культура» практически невозможен без изучения мо»' ' См.: Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991. ^ См.; Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. № 2.-С.15. 15 ральных (общечеловеческих, гуманистических), ценностей: мы убеждены также, что адекватное освоение культуры осуществляется в значительной степени в процессе индивидуально-личностного общения, диалога, содержащего определенный, морально-этический аспект. Проблему культуры, находящуюся в плоскости гуманитарной системы, следует рассматривать только через призму жизненных ориентации человека, только в качестве всего комплекса нравственных устоев личности. Именно потому истинное общение в культуре возможно лишь с позиции нравственного освоения жизненного опыта другого человека в процессе диалога. Это связано с тем, что диалогичность общения основана на способности понять и пережить культуру как спектр человеческих надежд, страстей, судеб, ощутить себя соучастником многоликого мира. Только тогда, когд'а осваивается нравственно-гуманистический потенциал культуры, она имманентно входит в способ бытия личности. Освоение культуры в форме «приобщения» требует ярко выраженного творчества своего бытия в характеристиках Истины, Добра, Красоты. В форме этого приобщения лежит «соучастие», основанное на принципе субъект — субъектной диалогичности. В. Библер в монографии «От наукоучения к логике культуры», говоря о проблеме диалогического определения философского разума XX кануна XXI веков, пишет: «Культура сфера деятельности человека, сфера его бытия, в которой осуществляется создание и восприятие произведений. Это форма общения людей, эпох, миров через произведения»'. # Проблема «взращивания» человека и утверждения в нем духовнонравственного потенциала связана с утверждением диалогического принципа общения, являющегося доминирующей методологической константой, ведущим инвариантом при рассмотрении внутреннего содержания культуры. Для рассмотрения генезиса массовой культуры необходимо определить ее природу, закономерности возникновения и развития, потенциал и тенденции. ' Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991.-С. 405. |