71 именуемое толпой, принимают одно и то же направление»98. В результате формируется как бы коллективная душа толпы, которая начинает действовать как самостоятельное существо. Душа толпы имеет, правда, временный характер, но очень определенные психологические черты. Речь идет о так называемом феномене регрессии, в соответствии с которым сознание каждого человека в толпе значительно ослабляется. Разум у человека отступает перед эмоциями, инстинктами, спонтанными волевыми побуждениями, вызываемыми нередко совершенно случайными впечатлениями. Основными чертами толпы исследователь назвал исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении под влиянием определенных идей, о которых он писал: «... это дочери прошлого и матери будущего и всегда рабыни времени»99. Таким образом, Г. Лебон подчеркивал роль традиций в формировании и развитии общества: «Без традиции не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому одним из главных занятий человека с тех пор, как он существует, было создание сети традиций и разрушение ее после того, как благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть цивилизации, без разрушения традиций не может быть никакого прогресса»100. При безусловной важности традиций для культуры, едва ли не определяющую роль в современном мире играет мода (в многочисленных ее проявлениях: от мнений и идей до одежды), где управление массой происходит с помощью определенных образцов. Теоремой стали слова исследователя о том, что во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им. Сходную точку зрения выражал и французский социолог Г. Тард. Он считал, что основной функцией социальной жизни является инициатива 95Там же.-С. 131. "Там же. С. 46. 100 Там же. С. 58. |
17 развития, функционирования и перспектив. Одним из основоположников учения о массах был Г. Лебон, который в работе «Психология масс» дал характеристику толпе, ее классификацию. Исследователь пророчески предсказал судь% бу XX века, указав главные факторы изменения общественного развития: «первый это разрушение религиозных политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй это возникновение новых условий существования и совершенно новых идей, явившихся следствием современных открытий в области наук и промышленности». «Наступающая эпоха будет поистине эрой масс»'. Г.Лебон подчеркивает необходиф мость изучения массы, ее характеристик с целью определения методов и способов управления ею, манипулирования, отмечая при этом силу власти внушенных толпе идей. Основными чертами толпы исследователь назвал исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении под влиянием определенных идей, о которых он писал: «... это дочери прошлого и матери будущего и всегда рабыни времени»^. Таким образом, Г. « Лебон подчеркивал роль традиций в формировании и развитии общества: «Без традиции не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому одним из главных занятий человека с тех пор, как он существует, было создание сети традиций и разрушение ее после того, как благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть цивилизации, без разрушения традиций не может быть никакого прогресса»^. При безусловной важности традиций для культуры, едва ли не определяющую роль в современном мире играет мода (в многочисленных ее проявлениях: от мнений и идей до одежды), где управление массой происходит с помощью определенных образцов. Теоремой стали слова исследователя о том, что во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им. ' Лебон Г. Психология масс // Психология масс. Самара, 1998. С.6. ^ Там же. С. 46. ^Тамже.-С. 58. |