Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 73]

73 то у него получается, в конце концов, связная группа подобных отрицаний, система не-культуры, за которой самой можно, пожалуй, признать известное «единство стиля», если вообще имеет какой либо смысл говорить о 104 стилизованном варварстве» .
Сходную точку зрения высказали английский писатель Э.
Берджес и российский искусствовед и культуролог К.Э.
Разлогов.
Они утверждают, что «днем рождения» массовой культуры можно считать принятие в Великобритании закона
об обязательной всеобщей грамотности.
«В результате широким массам населения потенциально становится доступен главный вид художественного творчества XIX века роман.
Едва научившись читать, массы заказали свою
литературу» отмечает К.
Разлогов1СЪ.
В определенной степени это высказывание созвучно с изложенной выше позицией Ф.Ницше о «филистерах образования».
X.Ортега-и-Гассет рассматривал массу как толпу, растворяющую индивидуальность, приводящую к утрате целостности личности.
Но масса, по его мнению, стремится к власти.
X.
Ортега-и-Гассет подчеркивал основные черты
психологии человека массы: «...безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить».
А, характеризуя человека массы он отмечал, что «Человек массы это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, .
наоборот, счастлив чувствовать
себя таким же, как все»104 105 106 X.
Ортега-и-Гассет, выступая за «чисто элитарное искусство», создал целостную концепцию элитарной культуры, которая противопоставляется культуре «массовой».
По его мнению, трагедия современной культуры в том,
104 Там же.
105 Разлогов К.Э.
Культура необразованных?// Общественные науки: 1990.
№ 4.
С.
181.

106 Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс // Психология масс.
Самара, 1998.
С.
197.
[стр. 18]

18 Сходную точку зрения выражал и французский социолог Г.
Тард.
Он считал, что основной функцией социальной жизни является инициатива (нововведения) и подражание (мода и традиция).
Как основные социальные процессы он >j выделял конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы и ценности.
Вслед за Г.
Лебоном и Г.
Тардом, 3.
Фрейд изучая массовую психологию и воздействие ее на личность, отмечал, что «масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует...
Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны...
Масса не(Щ^ медленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии в дикую ненависть»'.
Именно исчезновением того общества, где массы знали «свое место», а элита могла создавать образцы высокого искусства, Ф.Ницше объясняет причину упадка культуры.
Нынешнее общество уничтожает элитарные традиции, а вместе с ними и культурное наследие.
Это происходит вследствие захвата вла4) сти «филистерами образования с одинаковыми потребностями и сходными взглядами».
Они последовательно создают новую культуру, которую Ф.Ницше называет «прочно обоснованным варварством»^.
Философ считает, что «в мозгу образованного филистера, очевидно, произошел несчастный вывих: он принимает за культуру именно то, что культура отрицает, и так как он действует во всем последовательно, то у него получается в конце концов связная группа подобных отрицаний, система не-культуры, за которой самой можно, пожалуй, признать известное «единство стиля», если вообще имеет какойлибо смысл говорить о стилизованном варварстве»''.
Сходную точку зрения высказали английский писатель Э.Берджес и российский искусствовед и культуролог К.Э.Разлогов.
Они утверждают, что «днем рождения» массовой культуры можно считать принятие в Великобритании за'
Фрейд 3.
Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс.
Самара, 1998.-C.107.
^ Ницше Ф.Несвоевременные размышления // Собр.
Соч.
М., 1909.
Т.2.
С.
6-12.
^ Там же.


[стр.,19]

19 кона об обязательной всеобщей грамотности.
«В результате широким массам населения потенциально становится доступен главный вид художественного творчества XIX века роман.
Едва научившись читать, массы заказали свою
Щ литературу» — отмечает К.
Разлогов'.
В определенной степени это высказывание созвучно с изложенной выше позицией Ф.Ницше о «филистерах образования».
X.
Ортега-и-Гассет рассматривал массу, как толпу, растворяющую индивидуальность, приводящую к утрате целостности личности.
Но масса, по его мнению, стремится к власти.
X.
Ортега-и-Гассет подчеркивал основные черты
Ш психологии человека массы: «...безудержный рост жизненных вожделений, а тем самым личности, и принципиальную неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить».
А, характеризуя человека массы он отмечал, что «Человек массы это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать
4i себя таким же, как все»^.
Х.Ортега-и-Гассет, выступая за «чисто элитарное искусство», создал целостную концепцию элитарной культуры, которая противопоставляется культуре «массовой».
По его мнению, трагедия современной культуры в том,
что массы освоили вкусы и манеры, которые считались изысканными, а отношение к культуре стало потребительским.
Развивая теорию массового общества он отмечает, что «в интеллектуальную жизнь, которая по самой сути своей требует и предполагает высокие достоинства, все больше проникают псевдоинтеллектуалы, у которых не может быть достоинств их или просто нет, или уже нет».
То, что раньше было доступно лишь ограниченному кругу, представителям «верхов» и «знати», теперь становится достоянием масс, причем «...для нынешних дней характерно, что вульгарные мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заяв' См.: Разлогов К.Э.
Культура необразованных? // Общественные науки.
1990.
№ 4.
С.
181.
^
Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс // Психология масс.
Самара, 1998.
С.
197.

[Back]