83 близки нашей концепции отечественного «маскульта». Так, развитие рыночных отношений в России неизбежно формирует у части людей этику > потребителя, функционирующую в сфере массовой культуры. Поощряемый системой конформизм воспитывает в человеке страсть к потреблению: товары, продукты культуры властвуют над людьми, создавая для них особое сознание, служащее чем-то вроде эйфории в несчастье. В. Терин, например, придерживается позиции, что вся система престижного потребления, внедренная в исследуемый культурный слой, направлена на то, чтобы в массовое сознание вкладывалось стандартное представление о нормах и ценностях, как о единственно истинных и универсальных. Анализируя причины социально-экономической зависимости, нельзя не отметить проблему урбанизации. Процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах, явление миграции служит достаточным основанием, стимулирующим расцвет отечественной массовой культуры. Отличая нравственно-психологические основания «маскульта», порожденные в свою очередь причинами социально-экономического характера, следует иметь в виду и проблему индивидуализма, отчужденности, разобщенности. На первый взгляд, «массовое искусство» своеобразный трамплин для массового общения. Многие зрители, например, современных эстрадных шоу перестают на какое-то время чувствовать себя одинокими. Но складывается впечатление, что это всего лишь суррогат общения, а не выход из одиночества; Более убедительным, на наш взгляд, выглядит мнение, что произведение «маскульта» нацелено на выработку разобщенности, отчуждения. Действительно, музыкальные шоу в огромных пространствах стадионов похожи на «парад масок», где каждый сам по себе и где ни до кого нет дела. Следует акцентировать внимание на том, что за последние двадцать лет произошли большие изменения в функционировании отдельных форм массовой культуры. Так, от общей соучастности и радости поклонники |
57 «маскульта». Так, развитие рыночных отношений в России неизбежно формирует у части людей этику потребителя, функционирующую в сфере массовой культуры. Поощряемый системой конформизм воспитывает в человеке страсть 1ф к потреблению: товары, продукты культуры властвуют над людьми, создавая для них особое сознание, служащее чем-то вроде эйфории в несчастье. В. Терин, например, придерживается позиции, что вся система престижного потребления, внедренная в исследуемый культурный слой, направлена на то, чтобы в массовое сознание вкладывалось стандартное представление о нормах и ценностях, как о единственно истинных и универсальных. ^ Анализируя причины социально-экономической зависимости, нельзя не отметить проблему урбанизации. Процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах, явление миграции служит достаточным основанием, стимулирующим расцвет отечественной массовой культуры. Отличая нравственно-психологические основания «маскульта», порожденные в свою очередь причинами социально-экономического характера, сле4' дует иметь в виду и проблему индивидуализма, отчужденности, разобщенности. На первый взгляд, «массовое искусство» своеобразный трамплин для массового общения. Многие зрители, например, современных эстрадных шоу перестают на какое-то время чувствовать себя одинокими. Но складывается впечатление, что это всего лишь суррогат общения, а не выход из одиночества. Более убедительным, на наш взгляд, выглядит мнение, что произведение «маскульта» нацелено на выработку разобщенности, отчуждения. Действительно, музыкальные шоу в огромных пространствах стадионов похожи на «парад масок», где каждый сам по себе и где ни до кого нет дела. Следует акцентировать внимание на том, что за последние двадцать лет произошли большие изменения в функционировании отдельных форм массовой культуры. Так, от общей соучастности и радости поклонники «маскульта» приходят к полной разобщенности, стремятся к избирательности и уединению. Организуются выставки «одного художника», театры-студии на 50-80 зрителей. |