культуру, массовую в частности. Мировоззренческая сущность российской массовой культуры заключена, прежде всего, в отрицании главной установки официозного истеблишмента направленности его на общественный статус бытия. Вместо этого утверждение уникальности, сакральности, феномена обыденности и индивидуальности. Считаем, что непосредственные причины возникновения и существования массовой культуры в нашем обществе следует искать также в воспитательно-образовательной сфере. Истоки «маскульта» уходят в прошлое, когда были наглядны первые тенденции понижения качества образования, когда был снижен уровень гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса нашего общества. Дефицит гуманистических и гуманитарных начат в образовании и воспитании был замечен учеными еще в середине прошлого столетия. Образование начинает утрачивать свой культурный, нравственный, личностный дух. Причин тут много, как объективного, так и субъективного характера. Общеизвестно, что в прошлые века ' в российском обществе, прогрессивно настроенном, интеллект являлся неким эталоном воспитанности, образованности и непременно включал нравственное позитивное начало. Вполне закономерно, что носителем культуры, лучших мыслительных, творческих идей и национальных традиций была интеллигенция. Интеллигенция в той содержательной модели, о которой идет речь, явление исключительно российское, так как на Западе это понятие бытует в несколько ином смысловом варианте. Русская интеллигенция с самого своего начала аккумулировала в себе глобальные философские и нравственно-этические проблемы. Таково, собственно, и должно быть назначение современной элиты мысли, творчества, гуманизма. Но сложилась очень опасная в прошлом, да и в настоящем, трагическая ситуация в судьбе интеллигенции нашего общества.... Так в период революции 1905-1917 годов страну покинуло около двух миллионов человек. 85 |
58 Необходимо подчеркнуть, что индивидуализм, отчуждение, эгоизация общения имеют свои объективные причины, связанные с этикой протеста, политическим противостоянием (политический аспект рассмотрения). Социаль^ ный нигилизм пронизывает российскую рок-культуру. Вероятно, изюминка, характерная черта современной отечественной рок-культуры, яркий социальный протест, своеобразный крик «против». Не случайно в философской литературе утвердилась точка зрения, что наша массовая культура отличается особой политизацией. Важно акцентировать внимание на том обстоятельстве, что политический протест непосредственно связан с проблемой нравственного противоtil^ стояния. Этический протест, выражающий сущность массовой культуры, приводит к полной эмансипации морали. М ы уже отмечали, что нормы морального долженствования становятся абстрактными и происходит удвоение нравственной жизни личности. Характеризуя причины возникновения массовой культуры в политическом аспекте, отметим, что действительное нравственное содержание системы «человек-государство» имеет непосредственный выход на решещ ние проблемы личности. Корпоративная мораль приводит к формированию особого человековедения. Тоталитаризм рассматривает человека как социальный инструмент, производительную силу, утверждает приоритет общественного статуса бытия. Эти цели и преследовала теория социальной атомизации личности, заключающаяся в разъединении людей, в стирании человеческих «я». Шло своеобразное движение от совокупности разнообразных уникальных «я» к совокупности тождественных друг другу. Вот почему в философии, культурологии возникает феномен относительного подобия. Этот феномен ориентирует на отрицание личностных, индивидуальных ценностей, поэтому человек видится в качестве «функции ролевой жизни». Категория относительного подобия распространяется не только на человека, но и на культуру, массовую в частности. Мировоззренческая сущность российской массовой культуры заключена, прежде всего, в отрицании главной установки официозного истеблишмен^^ та направленности его на общественный статус бытия. Вместо этого утвер 59 ждение уникальности, сакральности, феномена обыденности и индивидуальности. Считаем, что непосредственные причины возникновения и существовала^*, ния массовой культуры в нашем обществе следует искать также в воспитательно-образовательной сфере. Истоки «маскульта» уходят в прошлое, когда были наглядны первые тенденции понижения качества образования, когда был снижен уровень гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса нашего общества. Дефицит гуманистических и гуманитарных начал в образовании и воспитании был замечен учеными еще в середине прошлого столетия. Образо#} вание начинает утрачивать свой культурный, нравственный, личностный дух. Причин тут много, как объективного, так и субъективного характера. Общеизвестно, что в прошлые века в российском обществе, прогрессивно настроенном, интеллект являлся неким эталоном воспитанности, образованности и непременно включал нравственное позитивное начало. Вполне закономерно, что носителем культуры, лучших мыслительных, творческих идей и на^) циональных традиций была интеллигенция. Интеллигенция в той содержательной модели, о которой идет речь, явление исключительно российское, так как на Западе это понятие бытует в несколько ином смысловом варианте. Русская интеллигенция с самого своего начала аккумулировала в себе глобальные философские и нравственно-этические проблемы. Таково, собственно, и должно быть назначение современной элиты мысли, творчества, гуманизма. Но сложилась очень опасная в прошлом, да и в настоящем, трагическая ситуация в судьбе интеллигенции нашего общества.... Так в период революции 1905-1917 годов страну покинуло около двух миллионов человек, среди них ученые, литературоведы, инженеры, музыканты^ В 1922 году произошла большая высылка «несогласных» интеллигентов, продолжалась она и далее. Репрессивные процессы 30-х годов были направлены главным образом против ярких личностей, против творчества, знаний, интеллекта, культуры в целом. Интеллиi.1'' генция представлялась сталинизму опасной, так как ей была присуща привер^ См.: Логунов А.Н. Интеллигенция понятие русское // Правда. 1989. 7 августа. С.2. |