Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 89]

89 методологический подход доминирующим моментом признает именно иррациональное.
Противоречия между указанными двумя взглядами на процесс познания (сциентизмом и антисциентизмом) являются сущностной философской базой, мировоззренческим источником массовой культуры.
В условиях кризиса мировоззрения (как нами было отмечено ранее), эмоциональный аспект доминирует над рациональным, то есть ведущей становится антисциентистская тенденция.
Вот поэтому эмоциональноиррациональный порыв на почве, например, российской массовой культуры возникает как результат духовного протеста против рациональных, идеологизированных форм официоза.
Максимальная эксплуатация эмоционально-чувственной сферы в массовой культуре воспринимается как особое нравственное противостояние регламентируемой интеллектуальносмысловой установке.
Бурно протекающие эмоциональные всплески современных поклонников, скажем,
рок-культуры не что иное, как общий протест против мировоззрения сциентизма.
Еще в 1972 году американский журнал «Тайм» констатировал: «Разум» и «логика» превратились теперь в ругательные слова, в отмершие
понятия.
На смену им пришли слова «эмоции» и «импульсы».
Сознание, рациональное начало считаются понятиями поверхностными, а противоположное им иррациональное начало стало вызывать живейший интерес, почитаться глубоким и естественным «...Вакхический культ безумия грозит заполнить все виды искусства» .
Истоки иррационалистического мышления ведут, например, к А.Шопенгауэру,
Ф.
Ницше, 3.
Фрейду.
Они осуществляют попытку проникнуть в духовный мир личности иным, нерациональным путем.
Научному мышлению противопоставляется отражение внутреннего психического состояния личности, субъективное переживание.
В науке существует точка зрения, что феномен маскульта делает ставку на аутистическое мышление.
Мы считаем, что теория «аутистического
мышления» имеет непосредственный практический выход на сферу т Типе.
-N.7.
МагсЬ, 13.
-1972.
Р.З
[стр. 62]

62 Процесс, связанный с понижением роли гуманитарного знания имел последствия.
Например, современные педагоги застали уже формализованную школу, ,gk; из которой был практически полностью изъят нравственно эстетический фундамент.
Следовательно, духовные истоки распространения отечественной массовой культуры следует искать в кризисном положении собственно-духовной сферы нашего общества, в снижении общего уровня гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.
Рассматривая проблему массовой культуры в гносеологическом ракурсе, Ы необходимо остановиться на механизме его возникновения и функционирова ния.
Говоря о гносеологических корнях массовой культуры, надо отметить, что, по характеру философской интерпретации человеческой сущности и деятельности, многие разновидности западной философии можно рассматривать в плане двух ведущих методологических тенденций: сциентистской и антисциен(^ тистской.
Известно, что сциентистский подход ориентируется на точные науки, интеллект, а антисциентистский стремится к мифологизации результатов гуманитарных наук.
Антисциентистский методологический подход доминирующим моментом признает именно иррациональное.
Противоречия между указанными двумя взглядами на процесс познания (сциентизмом и антисциентизмом) являются сущностной философской базой, мировоззренческим источником массовой культуры.
В условиях кризиса мировоззрения (как нами было отмечено ранее), эмоциональный аспект доминирует над рациональным, то есть ведущей становится антисциентистская тенденция.
Вот поэтому эмоциональноиррациональный порыв на почве, например, российской массовой культуры возникает как результат духовного протеста против рациональных, идеологизированных форм официоза.
Максимальная эксплуатация эмоциональночувственной сферы в массовой культуре воспринимается как особое нравствен ^^) ное противостояние регламентируемой интеллектуально-смысловой установке.
Бурно протекающие эмоциональные всплески современных поклонников, ска


[стр.,63]

63 жем, рок-культуры не что иное, как общий протест против мировоззрения сциентизма.
Еще в 1972 году американский журнал «Тайм» констатировал: «Разум» и «логика» превратились теперь в ругательные слова, в отмершие
по,11^ нятия, на смену им пришли слова «эмоции» и «импульсы».
Сознание, рациональное начало считаются понятиями поверхностными, а противоположное им иррациональное начало стало вызывать живейший интерес, почитаться глубоким и естественным «...Вакхический культ безумия грозит заполнить все виды искусства»\ Истоки иррационалистического мышления ведут, например, к А.

ШопенЩ гауэру, Ф.
Ницше, 3.
Фрейду.
Они осуществляют попытку проникнуть в духовный мир личности иным, нерациональным путем.
Научному мышлению противопоставляется отражение внутреннего психического состояния личности, субъективное переживание.
В науке существует точка зрения, что феномен маскульта делает ставку на аутистическое мышление.
Мы считаем, что теория «аутистического
мышле,4.\ ния» имеет непосредственный практический выход на сферу существования отечественной молодежной рок-культуры, где психологический механизм явления функционирует особенно наглядно с учетом специфики иррационального сознания.
Цель современной массовой культуры видится в бесконтрольном удовлетворении желания и воображения, грезах, мечтах.
Все это должно приводить к аффекту, экстазу, интенсивному чувству счастья.
Вот почему серийная продукция отечественной массовой культуры, ориентированная на подсознание, пропагандирует культ достижения личного счастья любой ценой и предполагает обязательность «счастливого конца», развлекательность, забавность, ирреальность бытия.
Так, галлюцинарно-бредовые переживания, например, в современных фильмах ужасов доводятся часто до такой степени, что совершенно стирается грань между реальностью и вымыслом.
Отсюда откровенный садизм, жесткость в реальности, выход к социально закрытым, запретным нормам поведения.
Уход от реальности выражается в грезах, замкнутости на внутрен• Time.
-N.Y.
March, 13.
-1972.
Р.З.

[Back]