Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 90]

90 существования отечественной молодежной рок-культуры, где психологический механизм явления функционирует особенно наглядно с учетом специфики иррационального дознания.
Цель современной массовой культуры видится в бесконтрольном удовлетворении желания и воображения, грезах, мечтах.
Все это должно приводить к аффекту, экстазу, интенсивному чувству счастья.
Вот почему серийная продукция отечественной массовой культуры, ориентированная на подсознание, пропагандирует культ достижения личного счастья любой ценой и предполагает обязательность «счастливого конца», развлекательность, забавность, ирреальность бытия.
Так, галлюцинарно бредовые переживания, например, в современных фильмах ужасов доводятся часто до такой степени, что совершенно стирается грань между реальностью и вымыслом.
Отсюда откровенный садизм,
жестокость в реальности, выход к социально закрытым, запретным нормам поведения.
Уход от реальности выражается в грезах, замкнутости на
внутренний мир.
Симптом аутизма ярко проявляется при просмотре эротических фильмов, фильмов о красивой жизни и розовом рае.
Иллюзорная компенсация с помощью художественного отображения автоматически уничтожает неприятные
симптомы реальной жизни.
Отечественное массовое искусство предлагает потребителю богатый ассортимент типичных ювелирно-отточенных фантазий всевозможных * расцветок, покроя и выделки.
Но значительно важнее будет то, что ставя человека в положение зрителя, массовая культура помогает ему изжить свои комплексы, реализовать свои запретные «тайные» устремления и потребности, базирующиеся на специфике иррационального сознания.

Среди причин, истоков, оснований генезиса массовой культуры нравственно-психологического и коммуникативного характера нами выделяется процесс отхода от народной культуры.
Мы уже отмечали, что народная культура существует в виде традиционных, духовных норм.
Одна из важнейших частей народной культуры нравственные принципы
> межличностного общения.
Как известно, общение играло особую роль в
[стр. 63]

63 жем, рок-культуры не что иное, как общий протест против мировоззрения сциентизма.
Еще в 1972 году американский журнал «Тайм» констатировал: «Разум» и «логика» превратились теперь в ругательные слова, в отмершие по,11^ нятия, на смену им пришли слова «эмоции» и «импульсы».
Сознание, рациональное начало считаются понятиями поверхностными, а противоположное им иррациональное начало стало вызывать живейший интерес, почитаться глубоким и естественным «...Вакхический культ безумия грозит заполнить все виды искусства»\ Истоки иррационалистического мышления ведут, например, к А.
ШопенЩ гауэру, Ф.
Ницше, 3.
Фрейду.
Они осуществляют попытку проникнуть в духовный мир личности иным, нерациональным путем.
Научному мышлению противопоставляется отражение внутреннего психического состояния личности, субъективное переживание.
В науке существует точка зрения, что феномен маскульта делает ставку на аутистическое мышление.
Мы считаем, что теория «аутистического мышле,4.\ ния» имеет непосредственный практический выход на сферу существования отечественной молодежной рок-культуры, где психологический механизм явления функционирует особенно наглядно с учетом специфики иррационального сознания.
Цель современной массовой культуры видится в бесконтрольном удовлетворении желания и воображения, грезах, мечтах.
Все это должно приводить к аффекту, экстазу, интенсивному чувству счастья.
Вот почему серийная продукция отечественной массовой культуры, ориентированная на подсознание, пропагандирует культ достижения личного счастья любой ценой и предполагает обязательность «счастливого конца», развлекательность, забавность, ирреальность бытия.
Так, галлюцинарно-бредовые переживания, например, в современных фильмах ужасов доводятся часто до такой степени, что совершенно стирается грань между реальностью и вымыслом.
Отсюда откровенный садизм,
жесткость в реальности, выход к социально закрытым, запретным нормам поведения.
Уход от реальности выражается в грезах, замкнутости на
внутрен• Time.
-N.Y.
March, 13.
-1972.
Р.З.


[стр.,64]

64 НИИ мир.
Симптом аутизма ярко проявляется при просмотре эротических фильмов, фильмов о красивой жизни и розовом рае.
Иллюзорная компенсация с помощью художественного отображения автоматически уничтожает неприятные
,t^ симптомы реальной жизни.
Отечественное массовое искусство предлагает потребителю богатый ассортимент типичных ювелирно-отточенных фантазий всевозможных расцветок, покроя и выделки.
Но значительно важнее будет то, что ставя человека в положение зрителя, массовая культура помогает ему изжить свои комплексы, реализовать свои запретные «тайные» устремления и потребности, базирующиеся на специфике иррационального сознания.

•il^' Среди причин, истоков, оснований генезиса массовой культуры нравственно-психологического и коммуникативного характера нами выделяется процесс отхода от народной культуры.
Мы уже отмечали, что народная культура существует в виде традиционных, духовных норм.
Одна из важнейших частей народной культуры — нравственные принципы
межличностного общения.
Как известно, общение играло особую роль в
жизни сельской и городской общины, ^ нравственно-бескорыстное отношение человека к человеку вскрывало всю полифонию глубочайших человеческих смыслов, которые хранит народная культура.
Опыт «социалистического строительства» в нашем обществе привел к тому, что появились особые принципы общения, часто отличные от основополагающих постулатов народной нравственности.
Среди признаков общения, которые «породил» социализм можно назвать: а) поверхностное общение, ориентированное на отсутствие субъектсубъектной диалогичности.
Поверхностное общение, отрицающее ценностный статус личности, практически исключает духовный потенциал.
Идет воздействие субъектов на внешнем уровне, не затрагивая «внутреннего я», имманентной сущности человека; б) временное общение, предполагающее тесный дружеский контакт индивидов на короткий промежуток времени (вахтовый способ общения);

[Back]