Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 91]

91 жизни сельской и городской общины, нравственно-бескорыстное отношение человека к человеку вскрывало всю полифонию глубочайших человеческих смыслов, которые хранит народная культура.
Опыт «социалистического строительства» в нашем обществе привел к тому, что появились особые принципы общения, часто отличные от основополагающих постулатов народной нравственности.
Среди признаков общения, которые «породил» социализм можно назвать: а) поверхностное общение, ориентированное на отсутствие субъектсубъектной диалогичности.
Поверхностное общение, отрицающее ценностный статус личности, практически исключает духовный потенциал.
Идет воздействие субъектов на внешнем уровне, не затрагивая «внутреннего я», имманентной сущности человека; б) временное общение, предполагающее тесный дружеский контакт индивидов на короткий промежуток времени; в)
утилитарно-ролевое общение.
Оно основано на целерациональной выгоде.
Безусловно, следует сказать, что опыт социализма сформировал и положительные тенденции в общении людей.
Так, национальные стереотипы массового сознания ориентировали на особые принципы межличностного общения общность, коллективизм, дружбу между народами, якобы общегосударственную корпоративность.
Государственно-корпоративная мораль явно эксплуатировала нравственные чувства людей, тешила их ложью и обманом, мечтой о светлом будущем человечества.
В том и отличие межличностного общения при социализме от принципов взаимодействия субъектов в народной культуре, что признаки эти носят релятивистский, условно-ложный характер.
Немаловажное значение для решения проблемы деформации основополагающих принципов общения имеет факт развития массовой продукции и массовых мероприятий по реализации замысла культурной революции послеоктябрьского периода.
[стр. 64]

64 НИИ мир.
Симптом аутизма ярко проявляется при просмотре эротических фильмов, фильмов о красивой жизни и розовом рае.
Иллюзорная компенсация с помощью художественного отображения автоматически уничтожает неприятные ,t^ симптомы реальной жизни.
Отечественное массовое искусство предлагает потребителю богатый ассортимент типичных ювелирно-отточенных фантазий всевозможных расцветок, покроя и выделки.
Но значительно важнее будет то, что ставя человека в положение зрителя, массовая культура помогает ему изжить свои комплексы, реализовать свои запретные «тайные» устремления и потребности, базирующиеся на специфике иррационального сознания.
•il^' Среди причин, истоков, оснований генезиса массовой культуры нравственно-психологического и коммуникативного характера нами выделяется процесс отхода от народной культуры.
Мы уже отмечали, что народная культура существует в виде традиционных, духовных норм.
Одна из важнейших частей народной культуры — нравственные принципы межличностного общения.
Как известно, общение играло особую роль в жизни сельской и городской общины, ^ нравственно-бескорыстное отношение человека к человеку вскрывало всю полифонию глубочайших человеческих смыслов, которые хранит народная культура.
Опыт «социалистического строительства» в нашем обществе привел к тому, что появились особые принципы общения, часто отличные от основополагающих постулатов народной нравственности.
Среди признаков общения, которые «породил» социализм можно назвать: а) поверхностное общение, ориентированное на отсутствие субъектсубъектной диалогичности.
Поверхностное общение, отрицающее ценностный статус личности, практически исключает духовный потенциал.
Идет воздействие субъектов на внешнем уровне, не затрагивая «внутреннего я», имманентной сущности человека; б) временное общение, предполагающее тесный дружеский контакт индивидов на короткий промежуток времени (вахтовый
способ общения);

[стр.,65]

65 в) утилитарно-ролевое обш,ение.
Оно основано на целерациональной выгоде.
Безусловно, следует сказать, что опыт социализма сформировал и положительные тенденции в общении людей.
Так, национальные стереотипы массового сознания ориентировали на особые принципы межличностного общения — общность, коллективизм, дружбу между народами, якобы общегосударственную корпоративность.
Государственно-корпоративная мораль явно эксплуатировала нравственные чувства людей, тешила их ложью и обманом, мечтой о светлом будущем человечества.
В том и отличие межличностного общения при социализме от принципов взаимодействия субъектов в народной культуре, что признаки эти носят релятивистский, условно-ложный характер.
Немаловажное значение для решения проблемы деформации основополагающих принципов общения имеет факт развития массовой продукции и массовых мероприятий по реализации замысла культурной революции послеоктябрьского периода
(например, «политические карнавалы» 20-30-х годов).
Отражение диалектики развития российской массовой культуры будет неполным, если мы не коснемся анализа основных этапов ее эволюционного становления.
История «маскульта» в России складывалась из определенных качественных сдвигов и эволюционных периодов.
Представляет несомненный интерес и гипотетическое предположение о времени возникновения феномена в нашем обществе.
Во-первых, ряд ученых склонен считать, что массовая культура феномен XX века, сформировавшийся примерно со второй половины столетия с развитием средств массовой коммуникации и информации.
Мы согласны, что массовая культура в ее современном состоянии сформировалась приблизительно в шестидесятых годах XX века, но считаем, что знание ее предыстории очень важно для глубинного постижения феномена.
Именно поэтому мы и обращаемся к наиболее характерным моментам исторической эволюции российской мас (t совой культуры.

[Back]