93 К поставленной здесь проблеме прямое отношение имеет и статья, опубликованная еще раньше, в 1873 году в журнале «Отечественные записки» «Нечто о литературной промышленности нашего века»126 127. Выделяя наиболее характерные моменты исторической эволюции отечественной массовой культуры, мы обратили внимание на то обстоятельство, что идея поляризации культуры лежит в основе становления 127 и развития массовой культуры . До настоящего времени в философской науке не утихают споры по поводу того, когда возникла массовая культура. В социологии, например, сформировалась особая точка зрения, согласно которой начальную стадию возникновения «маскульта» связывают с проблемой индустриализации и технизации. Первый шаг в этом направлении был сделан с появлением газет и журналов только в XVII веке. В середине XIX века Эдисон изобрел фонограф, в 1840 году был создан телеграф. 7 мая 1895 года русский изобретатель А. Попов продемонстрировал созданный им первый в мире радиоприемник; а в 1896 году в России впервые состоялся кинематографический сеанс в Москве, затем в Петербурге. В 30-х годах XX века были начаты первые телевизионные передачи. Распространение радиоточек, телевидения в конце 50-х начале 60-х годов приобретает " тотальный характер. Средства массовой информации становятся мощным орудием в тиражировании и распространении массовой культуры. Мы предполагаем, что эмпирический материал для современной массовой культуры появился в России задолго до XX столетия. :26 Нечто о литературной промышленности // Отечественные записки. СПб., 1873.№6. -022. 127 Ферреро Г. Величие и падение Рима. Август и Великая Империя. М., 1906. С. 117; Райков Б.К. Массовая культура. М., 1997. С.45; Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства России 1900-1910 годов. М., 1976. С. 10; Разлогов К.Э. Культура для необразованных? // Общественные науки. 1.990. №4. С. 168-182; Чегодаева М.С. Культура для необразованных. Искусство изначально массово // Общественные науки. 1990. Л%. -С. 109-116. |
66 Останавливаясь на ярких, узловых вехах ее генезиса в контексте, мы видим, что это — огромное разнообразие культурных явлений, архетипов, совокупность норм, ценностей. Все этапы генезиса массовой культуры следует воспринимать как воплощенную стихию массового сознания, как многоликий спектр человеческих чувств и эмоций. Именно об этом и пишет А. Ковельман, касаясь вопроса о частично подобном феномене о массовом сознании Римского Египта^ Отмечая особенности нравов русского народа, его моральные убеждения, идеапы, ценностные ориентиры в 1908 году, В. Сиповский писал по поводу массовой продукции в литературе: «Русскими бульварными романами интересовались и молодые офицеры, и рядовые из дворян, и чиновники, и купцы, и посадские, и крестьяне. Письменность эта любопытна для истории русских нравов и образования многим читателям романа она давала идеалы жизни, предсказывала поведение и настроение»^ К поставленной здесь проблеме прямое отношение имеет и статья, опубликованная еще раньше, в 1873 году в журнале «Отечественные записки» «Нечто о литературной промышленности нашего века»^ Выделяя наиболее характерные моменты исторической эволюции отечественной массовой культуры, мы обратили внимание на то обстоятельство, что идея поляризации культуры лежит в основе становления и развития массовой культуры^ До настоящего времени в философской науке не утихают споры по поводу того, когда возникла массовая культура. В социологии, например, сформиI* ровалась особая точка зрения, согласно которой начальную стадию возникно' См.: Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание Римского Египта. М., 1988.-C.15. ^ Сиповский В.М. История русской словесности. СПб., 1908. С.22. ^ Нечто о литературной промышленности // Отечественные записки. СПб., 1873. №6. — С.22. • '* Ферреро Г. Величие и падение Рима. Август и Великая Империя. М., 1906. С.117; Райнов Б.К. Массовая культура. М., 1997. С.45; Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства России 1900-1910 годов. М., 1976. СЮ; Разлогов К.Э. Культура для необразованных? // Общественные науки. 1990. №4. С. 168-182; Чегодаева М.С. Культура для необразованных. Искусство изначально массово // Общественные науки. 1990. — №6. -С.109-116. 67 вения «маскульта» связывают с проблемой индустриализации и технизации. Первый шаг в этом направлении был сделан с появлением газет и журналов только в XVII веке. В середине XIX века Эдисон изобрел фонограф, в 1840 году А ^ был создан телеграф. 7 мая 1895 года русский изобретатель А. Попов продемонстрировал созданный им первый в мире радиоприемник; а в 1896 году в России впервые состоялся кинематографический сеанс в Москве, затем в Петербурге. В 30-х годах XX века были начаты первые телевизионные передачи. Распространение радиоточек, телевидения в конце 50-х начале 60-х годов приобретает тотальный характер. Средства массовой информации становятся Щ' мощным орудием в тиражировании и распространении массовой культуры. Мы предполагаем, что эмпирический материал для современной массовой культуры появился в России задолго до XX столетия. Выделим наиболее характерные этапы исторической эволюции массовой культуры. Предполагаем, что они следующие: 1) лубочная литература XVIIXIX веков, вышедшая на промышленный поток, 2) музыкальная продукция XIX Ц века, основанная на вульгаризации эстетики романтизма, 3) сатирическая графика XIX века, 4) русский кинематограф конца XIX начала XX века, 5) расцвет массовой песни в послеоктябрьский период, 6) массовые театрализованные политические шествия 20-30-х годов, 7) доминирование официальной массовой культуры, связанной с утверждением постулатов соцреализма и культа личности (40-50 годы), 8) контркультурная молодежная волна 60-х годов, 9) становление современного феномена массовой культуры вот далеко не пол * ный перечень основных этапов исторической эволюции. Подтверждением аргументации в пользу указанных нами исторических вех предыстории современной массовой культуры служит уже названная статья из «Отечественных записок 1873 года». Неизвестный автор пишет: «В XVII и XVIII веках, в эпоху аристократической роскоши и неги, промышленная литература надела модный парик и начала втираться в придворные передние, где сгибалась в три погибели.... После революции 1789 года Европейские нравы совершенно изменились. Промышленная литература, вставшая за прилавок, |