Проверяемый текст
Климова Людмила Евгеньевна. Массовая культура и личность (Диссертация 2005)
[стр. 94]

Выделим наиболее характерные этапы исторической эволюции массовой культуры.
Предполагаем, что они следующие: 1) лубочная литература
ХУИ-Х1Х веков, вышедшая на промышленный поток; 2) музыкальная продукция XIX века, основанная на вульгаризации эстетики романтизма; 3) сатирическая графика XIX века; 4) русский кинематограф конца XIX — начала XX века; 5) расцвет массовой песни в послеоктябрьский период; 6) массовые театрализованные политические шествия 20-30-х годов; 7) доминирование официальной массовой культуры, связанной с утверждением постулатов соцреализма и культа личности (40-50 годы); 8) контркультурная молодежная волна 60-х годов; 9) становление современного феномена массовой культуры вот далеко не полный перечень основных этапов исторической эволюции.
Подтверждением аргументации в пользу указанных нами исторических вех предыстории современной массовой культуры служит уже названная статья из «Отечественных записок 1873 года».
Неизвестный автор пишет: «В XVII и XVIII веках, в эпоху аристократической роскоши и неги, промышленная литература надела модный парик и начала втираться в придворные передние, где сгибалась в три погибели...
После революции 1789 года Европейские нравы совершенно изменились.
Промышленная литература, вставшая за прилавок,
приняла все нравы купеческой среды, нравы нашего века.
Она пустилась в торговлю.
Создала своего рода литературно-промышленный ажиотаж»128.
О том, что исторически первым прототипом современной массовой литературы является,
лубочная литература, заявляет С.
Ожегов: «Низовая», «рыночная» слова, пожалуй, более подходящие для русских нравов, ибо издавна подобной литературой торговали на рынках Толкучем, Никольском.
Синоним «рыночной»
128 94 Нечто о литературной промышленности // Отечественные записки.
СПб., 1873.
№6.
С.
138
[стр. 67]

67 вения «маскульта» связывают с проблемой индустриализации и технизации.
Первый шаг в этом направлении был сделан с появлением газет и журналов только в XVII веке.
В середине XIX века Эдисон изобрел фонограф, в 1840 году А ^ был создан телеграф.
7 мая 1895 года русский изобретатель А.
Попов продемонстрировал созданный им первый в мире радиоприемник; а в 1896 году в России впервые состоялся кинематографический сеанс в Москве, затем в Петербурге.
В 30-х годах XX века были начаты первые телевизионные передачи.
Распространение радиоточек, телевидения в конце 50-х начале 60-х годов приобретает тотальный характер.
Средства массовой информации становятся Щ' мощным орудием в тиражировании и распространении массовой культуры.
Мы предполагаем, что эмпирический материал для современной массовой культуры появился в России задолго до XX столетия.
Выделим наиболее характерные этапы исторической эволюции массовой культуры.
Предполагаем, что они следующие: 1) лубочная литература
XVIIXIX веков, вышедшая на промышленный поток, 2) музыкальная продукция XIX Ц века, основанная на вульгаризации эстетики романтизма, 3) сатирическая графика XIX века, 4) русский кинематограф конца XIX начала XX века, 5) расцвет массовой песни в послеоктябрьский период, 6) массовые театрализованные политические шествия 20-30-х годов, 7) доминирование официальной массовой культуры, связанной с утверждением постулатов соцреализма и культа личности (40-50 годы), 8) контркультурная молодежная волна 60-х годов, 9) становление современного феномена массовой культуры вот далеко не пол * ный перечень основных этапов исторической эволюции.
Подтверждением аргументации в пользу указанных нами исторических вех предыстории современной массовой культуры служит уже названная статья из «Отечественных записок 1873 года».
Неизвестный автор пишет: «В XVII и XVIII веках, в эпоху аристократической роскоши и неги, промышленная литература надела модный парик и начала втираться в придворные передние, где сгибалась в три погибели....
После революции 1789 года Европейские нравы совершенно изменились.
Промышленная литература, вставшая за прилавок,


[стр.,68]

68 приняла все нравы купеческой среды, нравы нашего века.
Она пустилась в торговлю.
Создала своего рода литературно-промышленный ажиотаж»^ О том, что исторически первым прототипом современной массовой литературы является, \
ti* лубочная литература, заявляет С.
Ожегов: «Низовая», «рыночная» слова, пожалуй, более подходящие для русских нравов, ибо издавна подобной литературой торговали на рынках Толкучем, Никольском.
Синоним «рыночной»
литературы в русской традиции «лубочная»^ Н.
Зоркая, делая экскурс в историю российской лубочной литературы XVII-XIX веков, на основании серьезной аргументации осуществляет анализ в аспекте описания нравственного вкуса, нравов, духовно-ценностного потенциала российского читателя^ В России в 1830-40-х годах становлению массовой литературы как определенного пласта российской массовой культуры содействовали В.
Бенедиктов, Н.
Кукольник, низводившие романтическую поэзию до уровня дворянскомещанской публики средней руки.
Ф.
Булгарин, А.
Орлов и О.
Сеньковский приспосабливали к тем же запросам прозу и критику.
В конце XIX начале XX века издание «массовой литературы» например, прозы Л, Чарской и «пинкертоновщины» было налажено на уровне мировых стандартов в России.
Отдельные ученые связывают появление массовой культуры с традиционными античными зрелищами, с понижением уровня нравственности молодого поколения^ В России зрелищные тенденции тоже имели место.
Достаточно вспомнить знаменитые кулачные бои, балаганную, ярмарочную культуру.
В плане подтверждения верности нашей аргументации в адрес основных этапов эволюции привлекает внимание и то обстоятельство, что первые историки русского кино Н.
Иезуитов, К.
Чуковский утверждали мысль, что кинематограф — особый машинный лубок, рассчитанный на низменные вкусы и инстинкты.
К.
* Нечто о литературной промышленности // Отечественные записки.
СПб., 1873.
№6.
С.138.

Ожегов СИ.
Словарь русского языка.
М., 1990.
С.837.
^ См.: Зоркая Н.М.
На рубеже столетий.
У истоков массового искусства России 1900-1910 годов.
М., 1976.-СП 1.
^ Ферреро Т.
Величие и падение Рима.
Август и Великая Империя.
М., 1906.
С.118.

[Back]