пролеткультовском нигилизме. Например, российская ассоциация Пролетарских Музыкантов, созданная по инициативе коммунистов, прямо выражала протест против буржуазной культуры прошлого. Классический музыкальный пласт объявлялся идейно чуждым пролетариату. Основным звеном в формировании новой музыкальной социалистической культуры РАМП считал, например, развитие жанра массовой песни. Приоритет массовой песенной стихии в массовой культуре этих лет связывался с основополагающими принципами пролетарской культуры доступностью, доходчивостью, наглядностью. На наш взгляд, подлинная история современной российской массовой культуры начинается с 60-х годов XX столетия. Именно в этот период впервые была отмечена тенденция формирования субкультур, разрушения монолитной структуры искусства соцреализма, опровержения идеи тотализирующей унификации культуры1’3. Шестидесятые годы особый этап в развитии отечественного «маскульта», потому что в это время резко усиливается интерес к человеческой субъективности глобальной категории этического знания134 135. Авторские песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора активно выражали этическое противостояние постулатам государственнокорпоративной морали. Вспомним, что первые рок-группы появились в Ленинграде в середине 60-х годов, а в конце десятилетия уже проводились и рок-фестивали. То есть параллельно с авторскими песнями на гребне контркультурной волны формировалась и рок-культура частный сегмент российской массовой культуры1 ъ. На фоне государственно-корпоративных императивов современная российская массовая культура оказалась на уровне четко выраженной 33 См.: Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Общественные науки и современность. -1993.-№1.-С.б4 :3’4 См.: Андреев Ю.А. Наша авторская... История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М, 1998. 135 См.: Набок И.Л. Рок музыка: эстетика и идеология. Л., 1989; Копен В.Х. Об истоках рокмузыки // Современная музыка. М, 1976. №7, С. 6 11. 96 |
69 Чуковский сопоставлял российский кинематограф рубежа эпох с аналогичными жанрами бульварного чтиваЧ Кроме того, в 20-х годах в России были даже сформулированы основные постулаты массовой культуры, базирующиеся на ч !' пролеткультовском нигилизме. Например, российская ассоциация Пролетарских Музыкантов, созданная по инициативе коммунистов, прямо выражала протест против буржуазной культуры прошлого. Классический музыкальный пласт объявлялся идейно чуждым пролетариату. Основным звеном в формировании новой музыкальной социалистической культуры РАМП считал, например, развитие жанра массовой песни. Приоритет массовой песенной стихии в массовой культуре этих лет связывался с основополагающими принципами пролетарской культуры доступностью, доходчивостью, наглядностью. На наш взгляд, подлинная история современной российской массовой культуры начинается с 60-х годов XX столетия. Именно в этот период впервые была отмечена тенденция формирования субкультур, разрушения монолитной структуры искусства соцреализма, опровержения идеи тотализирующей унификации культуры^ Шестидесятые годы особый этап в развитии отечественного «маскульта», потому что в это время резко усиливается интерес к человеческой субъективности глобальной категории этического знания^ Авторские песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора активно выражали этическое противостояние постулатам государственно-корпоративной морали. Вспомним, что первые рок-группы появились в Ленинграде в середине 60-х годов, а в конце десятилетия уже проводились и рок-фестивали. То есть параллельно с авторскими песнями на гребне контркультурной волны формировалась и роккультура частный сегмент российской массовой культуры^ ' См.: Иезуитов Н.М. Киноискусство дореволюционной культуры России // Вопросы киноискусства. Вып.З. 1983. С.271; Чуковский К.И. Собр. Соч. В 6 т. М., 1996. С.216. ^ См.: Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры // Общественные науки и современность.-1993.-№1.-С.64. ^ См.: Андреев Ю.А. Наша авторская... История, теория и современное состояние самодеятельной песни. — М., 1998. ^ См.: Набок И.Л. Рок музыка: эстетика и идеология. Л., 1989; Конен В.Х. Об истоках рокмузыки // Современная музыка. М., 1976. №7. С. 6 11. |