98 Мы считаем, что всю систему ценностей современного отечественного «маскульта», всю ее объемную парадигму можно теоретически построить вокруг этической категории «счастье». Трактовка этой ценности в современной массовой культуре весьма своеобразна. Жесткий императив нужды прошлого и настоящего, нехватка духовных и материальных благ, тенденция самовыражения и акцентировка на индивидуализации личности, быта, жизни приводят к культу гедонистического умонастроения. Гедонистическое сознание становится лейтмотивом и целью жизни молодого человека. Идеал этического гедонизма ориентирует на жажду счастья, нередко иллюзорного, духовно-чувственного, на желание приятного. Думается, что в гносеологическом плане принцип наслаждения помогал выявить реальную зависимость между потребностями, интересами людей и их социальными целями, моральными установками. После социально-политических преобразований 1990-х гг. в России тип * ее общественного устройства подвергся значительной трансформации. Сложные процессы в экономике, политике, культуре отражаются в нестабильности общественного устройства, где общество существует как модель переходного типа. Новые социальные отношения и обусловленная ими напряженность в обществе настоятельно требуют психологической компенсации и символического обеспечения. Основным назначением массовой культуры в современной России становится сглаживание, нивелирование противоречий, напряжений и конфликтов между социальными стратами, маскировке различий между их системами ценностей и этосом. Основная задача современной массовой культуры, как всегда обслуживающей элиту политическую, а сегодня и экономическую, поставлять аудитории определенные стандарты поведения, духовных запросов, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания, а также реабилитировать экономическое превосходство определенного социального |
71 Мы считаем, что всю систему ценностей современного отечественного «маскульта», всю ее объемную парадигму можно теоретически построить вокруг этической категории «счастье». Трактовка этой ценности в современной массовой культуре весьма своеобразна. Жесткий императив нужды прошлого и настоящего, нехватка духовных и материальных благ, тенденция самовыражения и акцентировка на индивидуализации личности, быта, жизни приводят к культу гедонистического умонастроения. Гедонистическое сознание становится лейтмотивом и целью жизни молодого человека. Идеал этического гедонизма ориентирует на жажду счастья, нередко иллюзорного, духовно-чувственного, на желание приятного. Думается, что в гносеологическом плане принцип наслаждения помогал выявить реальную зависимость между потребностями, интересами людей и их социальными целями, моральными установками. После социально-политических преобразований 1990-х гг. в России тип ее общественного устройства подвергся значительной трансформации. Сложные процессы в экономике, политике, культуре отражаются в нестабильности общественного устройства, где общество существует как модель переходного типа. Новые социальные отношения и обусловленная ими напряженность в обществе настоятельно требуют психологической компенсации и символического обеспечения. Основным назначением массовой культуры в современной России становится сглаживание, нивелирование противоречий, напряжений и конфликтов между социальными стратами, маскировке различий между их системами ценностей и этосом. Основная задача современной массовой культуры, как всегда обслуживающей элиту политическую, а сегодня и экономическую, поставлять аудитории определенные стандарты поведения, духовных запросов, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания, а также реабилитировать экономическое превосходство определенного социального слоя внедрением мифов о равных возможностях всех перед всеми. Гомогенизации, пусть и внешней, современного общества способствует унификация всего образа жизни, где универсализация товаров |