101 построения крупномасштабных теоретических конструкций продиктован, с одной стороны, общим недоверием к любым попыткам создания теорий, претендующих на тотальное господство, с другой стороны, принципиальной невозможностью создания теории, охватывающей все сферы жизни, так как, по мнению некоторых философов, существуют области, которые несовместимы и поэтому не могут быть объединены в целое. Однако невозможность строить всеобъемлющие системы вовсе не означает, что философия утратила систематический характер. Она всегда была и остается высшим проявлением системного мышления, выражающегося в способности связывать воедино различные факты и явления. Благодаря этой способности философия выполняет коммуникативную функцию в современной культуре, выступая способом сосуществования разных форм культуры (религии, морали, науки, искусства, права и т.д.), способом коммуникации и связи между далеко разошедшимися видами культуротворчества. Одной из основополагающих особенностей философии было не только выявление оснований различных форм культуры, но и установление связи между ними. Поэтому многие крупные и влиятельные современные философы (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, 10. Хабермас, М. Фуко, Р. Рорти) в своих исследованиях сопрягают анализ познания, нормы и оценки, то есть выявляют связи между наукой, моралью, искусством и политикой. Другое дело, что эти попытки системного синтеза не претендуют на всеобщность. Самоопределение философии в современной культуре осуществляется, по мнению Ю. Хабермаса, в ходе преодоления некоторых последствий, рожденных культурой Нового времени. Прежде всего это разделение разума на три составляющих компонента, которые образуют специфические сферы культурных ценностей: науку, мораль и искусство. Распадение единства разума становится серьезной социокультурной проблемой, частным выражением которой являются вопросы ответственности науки, обоснования морали, моральной нагруженности искусства. Другим следствием культуры Нового времени является |
ляются новые сферы, новые типы отношений, новые проблемы, требующие своего разрешения. Философия в настоящее время не выполняет мировоззренческой функции, заключающейся в построении всеобъемлющей теории мира на основании того права, что философия является единственной обладательницей истины и поэтому способна дать ответы на все вопросы. Метафизическая сакрализация философского знания осталась в прошлом. Отказ современной философии от построения крупномасштабных теоретических конструкций продиктован, с одной стороны, общим недоверием к любым попыткам создания теорий, претендующих на тотальное господство, с другой стороны, принципиальной невозможностью создания теории, охватывающей все сферы жизни, так как, по мнению некоторых философов, существуют области, которые несовместимы и поэтому не могут быть объединены в целое. Однако невозможность строить всеобъемлющих систем вовсе не означает, что философия утратила систематический характер. Она всегда была и остается высшим проявлением системного мышления, выражающегося в способности связывать воедино различные факты и явления. Благодаря этой способности философия выполняет коммуникативную функцию в современной культуре, выступая способом сосуществования разных форм культуры (религии, морали, науки, искусства, права и т.д.), способом коммуникации и связи между далеко разошедшимися видами культуротворчества. Одной из основополагающих особенностей философии было не только выявление оснований различных форм культуры, но и установление связи между ними. Поэтому многие крупные и влиятельные современные философы (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Ю. Хабермас, М. Фуко, Р. Рорти) в своих исследованиях сопрягают анализ познания, нормы и оценки, то есть выявляют связи между наукой, моралью, искусством и политикой. Другое дело, что эти попытки системного синтеза не претендуют на всеобщность. Самоопределение философии в современной культуре осуществляется, по мнению Ю. Хабермаса, в ходе преодоления некоторых последствий, рож124 денных культурой Нового времени. Прежде всего это разделение разума на три составляющих компонента, которые образуют специфические сферы культурных ценностей: науку, мораль и искусство. Распадение единства разума становится серьезной социокультурной проблемой, частным выражением которой являются вопросы ответственности науки, обоснования морали, моральной нагруженности искусства. Другим следствием культуры Нового времени является увеличение дистанции между экспертными культурами и повседневностью, вызванное дифференциацией знания и ставшее серьезной проблемой современности.1 Какая роль отводится философии как «хранительнице рациональности» в решении данных проблем современной культуры? По мнению Ю. Хабермаса, роль философии заключается в преодолении разрыва между экспертными культурами и повседневностью и в обеспечении единства разума в многообразии его аспектов. Причем решение обеих проблем эффективно осуществляется в повседневных практиках. Объединение разума может быть достигнуто с опорой на повседневность, так как только в повседневных коммуникациях нормативное, познавательное и экспрессивное начала неразрывно слиты. Философия, выступая ранее в роли судьи науки и культуры, принимала активное участие л обосновании знания, придавая ему законный статус. Сейчас автономные сферы культуры не нуждаются в своей легитимации, а требуют описания и интерпретации. Поэтому философия в современной культуре должна играть роль посредника и интерпрезатора со стороны мира повседневности, тем самым обеспечивая связь между экспертными культурами и жизненным опытом. Хабермас убежден, что философия, выполняя коммуникативную функцию, ориентированную на понимание и взаимное признание, находит то применение, для которого предназначена. Ее назначение в устранении 125 1 См.: Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса. М., 2000. С. 46-49. |