Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 102]

102 увеличение дистанции между экспертными культурами и повседневностью, вызванное дифференциацией знания и ставшее серьезной проблемой современности.1 Какая роль отводится философии как «хранительнице рациональности» в решении данных проблем современной культуры? По мнению 10.
Хабермаса, роль философии заключается в преодолении разрыва между экспертными культурами и повседневностью и в обеспечении единства разума в многообразии его аспектов.
Причем решение обеих проблем эффективно осуществляется в повседневных практиках.
Объединение разума может быть достигнуто с опорой на повседневность, так как только в повседневных коммуникациях нормативное, познавательное и экспрессивное начала неразрывно слиты.
Философия, выступая ранее в роли судьи науки и культуры, принимала активное участие
в обосновании знания, придавая ему законный статус.
Сейчас автономные сферы культуры не нуждаются в своей легитимации, а требуют описания и интерпретации.
Поэтому философия в современной культуре должна играть роль посредника и
интерпретатора со стороны мира повседневности, тем самым обеспечивая связь между экспертными культурами и жизненным опытом.
Хабермас убежден, что философия, выполняя коммуникативную функцию, ориентированную на понимание и взаимное признание, находит то применение, для которого предназначена.
Ее назначение в устранении
коммуникативных барьеров и уничтожении псевдокоммуникаций, что должно служить средством духовного совершенствования человечества и вместе с тем изменения жизненного мира.
Идеи Хабермаса приобретают актуальность в настоящее время, когда одной из глобальных проблем современности становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения межличностной коммуникации и дегуманизации социальных связей, установления диалога различных культур.

1 Хабермас Ю.
Демократия.
Разум.
Нравственность.
Московские лекции и интервью.
М., 1995.
[стр. 125]

денных культурой Нового времени.
Прежде всего это разделение разума на три составляющих компонента, которые образуют специфические сферы культурных ценностей: науку, мораль и искусство.
Распадение единства разума становится серьезной социокультурной проблемой, частным выражением которой являются вопросы ответственности науки, обоснования морали, моральной нагруженности искусства.
Другим следствием культуры Нового времени является увеличение дистанции между экспертными культурами и повседневностью, вызванное дифференциацией знания и ставшее серьезной проблемой современности.1 Какая роль отводится философии как «хранительнице рациональности» в решении данных проблем современной культуры? По мнению Ю.
Хабермаса, роль философии заключается в преодолении разрыва между экспертными культурами и повседневностью и в обеспечении единства разума в многообразии его аспектов.
Причем решение обеих проблем эффективно осуществляется в повседневных практиках.
Объединение разума может быть достигнуто с опорой на повседневность, так как только в повседневных коммуникациях нормативное, познавательное и экспрессивное начала неразрывно слиты.
Философия, выступая ранее в роли судьи науки и культуры, принимала активное участие
л обосновании знания, придавая ему законный статус.
Сейчас автономные сферы культуры не нуждаются в своей легитимации, а требуют описания и интерпретации.
Поэтому философия в современной культуре должна играть роль посредника и
интерпрезатора со стороны мира повседневности, тем самым обеспечивая связь между экспертными культурами и жизненным опытом.
Хабермас убежден, что философия, выполняя коммуникативную функцию, ориентированную на понимание и взаимное признание, находит то применение, для которого предназначена.
Ее назначение в устранении
125 1 См.: Фуре В.Н.
Философия незавершенного модерна Ю.
Хабермаса.
М., 2000.
С.
46-49.


[стр.,126]

коммуникативных барьеров и уничтожении псевдокоммуникаций, что должно служить средством духовного совершенствования человечества и вместе с тем изменения жизненного мира.
Идеи Хабермаса приобретают актуальность в настоящее время, когда одной из глобальных проблем современности становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения межличностной коммуникации и дегуманизации социальных связей, установления диалога различных культур.

На наш взгляд, востребованность коммуникативной функции философии на современном этапе развития культуры наглядно демонстрируется необходимостью решения дальнейшей судьбы науки.
Наука, являясь порождением западной цивилизации, занимала доминирующее положение в системе культурных ценностей среди других способов человеческого познания.
Именно наука во многом определила облик современной культуры и социальных процессов.
Доминируя в культуре, ориентированной на преобразующую деятельность, инновации и творческую активность, наука влияет на остальные формы культуры.
Например, наука через систему образования и технологическое применение знаний оказывает влияние на повседневную жизнь, по-новому формируя свойственные обыденному сознанию структуры рассуждения, а также становится важным фактором улучшения качества жизни и социальных изменений.
Наука через технические разработки проникает в повседневность, рационализируя жизненный мир человека.
Вместе с техникой в повседневную жизнь привносится рациональность, которая прежде обитала в философском и научном разуме.
Таким образом, техническая рациональность, рациональность стандартов постепенно охватывает все сферы жизни, в том числе искусство, литературу, мораль.
Поэтому в кризисе современной культуре во многом повинна наука, являющаяся важнейшей ее ценностью.
Выход же из кризисного состояния, в котором оказалась культура, может быть найден только в результате переосмысления роли науки в культуре, что невозможно осуществить без участия философии.
Для того чтобы наука сохранила приоритетный статус в культуре, необходимо внести 126

[Back]