Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 103]

103 На наш взгляд, востребованность коммуникативной функции философии на современном этапе развития культуры наглядно демонстрируется необходимостью решения дальнейшей судьбы науки.
Наука, являясь порождением западной цивилизации, занимала доминирующее положение в системе культурных ценностей среди других способов человеческого познания.
Именно наука во многом определила облик современной культуры и социальных процессов.
Доминируя в культуре, ориентированной на преобразующую деятельность, инновации и творческую активность, наука влияет на остальные формы культуры.
Например, наука через систему образования и технологическое применение знаний оказывает влияние на повседневную жизнь, по-новому формируя свойственные обыденному сознанию структуры рассуждения, а также становится важным фактором улучшения качества жизни и социальных изменений.
Наука через технические разработки проникает в повседневность, рационализируя жизненный мир человека.
Вместе с техникой в повседневную жизнь привносится рациональность, которая прежде обитала в философском и научном разуме.
Таким образом, техническая рациональность, рациональность стандартов постепенно охватывает все сферы жизни, в том числе искусство, литературу, мораль.
Поэтому в кризисе современной
культуры во многом повинна наука, являющаяся важнейшей ее ценностью.
Выход же из кризисного состояния, в котором оказалась культура, может быть найден только в результате переосмысления роли науки в культуре, что невозможно осуществить без участия философии.
Для того чтобы наука сохранила приоритетный статус в культуре, необходимо внести
изменения в тип научной рациональности.
Все чаще звучат призывы о включении смысложизненного измерения в науку, размышления о моральной ответственности ученых.
Следовательно, для появления нового типа науки требуется установить взаимосвязь между познанием и нравственностью, что находится в компетенции философии, так как только философия, понашему мнению, рассматривает связь истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия.
[стр. 126]

коммуникативных барьеров и уничтожении псевдокоммуникаций, что должно служить средством духовного совершенствования человечества и вместе с тем изменения жизненного мира.
Идеи Хабермаса приобретают актуальность в настоящее время, когда одной из глобальных проблем современности становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения межличностной коммуникации и дегуманизации социальных связей, установления диалога различных культур.
На наш взгляд, востребованность коммуникативной функции философии на современном этапе развития культуры наглядно демонстрируется необходимостью решения дальнейшей судьбы науки.
Наука, являясь порождением западной цивилизации, занимала доминирующее положение в системе культурных ценностей среди других способов человеческого познания.
Именно наука во многом определила облик современной культуры и социальных процессов.
Доминируя в культуре, ориентированной на преобразующую деятельность, инновации и творческую активность, наука влияет на остальные формы культуры.
Например, наука через систему образования и технологическое применение знаний оказывает влияние на повседневную жизнь, по-новому формируя свойственные обыденному сознанию структуры рассуждения, а также становится важным фактором улучшения качества жизни и социальных изменений.
Наука через технические разработки проникает в повседневность, рационализируя жизненный мир человека.
Вместе с техникой в повседневную жизнь привносится рациональность, которая прежде обитала в философском и научном разуме.
Таким образом, техническая рациональность, рациональность стандартов постепенно охватывает все сферы жизни, в том числе искусство, литературу, мораль.
Поэтому в кризисе современной
культуре во многом повинна наука, являющаяся важнейшей ее ценностью.
Выход же из кризисного состояния, в котором оказалась культура, может быть найден только в результате переосмысления роли науки в культуре, что невозможно осуществить без участия философии.
Для того чтобы наука сохранила приоритетный статус в культуре, необходимо внести
126

[стр.,127]

изменения в тип научной рациональности.
Все чаще звучат призывы о включении смысложизненного измерения в науку, размышления о моральной ответственности ученых.
Следовательно, для появления нового типа науки требуется установить взаимосвязь между познанием и нравственностью, что находится в компетенции философии, так как только философия, по-нашему мнению, рассматривает связь истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия.

Итак, в современной культуре становится актуальной коммуникативная функция философии.
Современный мир характеризуется ускорением процессов социокультурного развития, увеличением количества кризисных ситуаций, что требует их осмысления и способствует умножению способов теоретического мышления, а также активизации других форм человеческого познания.
Философия выступает в качестве одного из возможных способов познания мира и человека наряду с другими, в том числе и иррациональными.
Однако, на наш взгляд, философия обладает некоторым преимуществом по сравнению с остальными формами культуры, и поэтому не может быть уничтожена или заменена наукой, религией, литературой или политикой.
Философия способна делать другие формы культуры областью своих исследований.
Выполняя коммуникативную функцию, философия устанавливает связи между различными способами познания, способствует сосуществованию различных форм культуры, устраняя тем самым фрагментарный и разрозненный характер знания о мире.
В современной культуре изменяется содержание мировоззренческой функции философии.
С признанием социокультурной и исторической обусловленности философии минимизируется роль философии как теории, Объясняющей мир с позиций универсальных сущностей и объективной истины, что было характерно для классической философии.
Сегодня философия все больше становится жизненной: из теории мира, познания и оценки, далекой от повседневности, она превращается в активного участника внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
Сохраняя систематический характер, 127

[Back]