106 лениях (мировые войны, всемирный экономический кризис, международные выставки и т.д.). Человек, становясь частью «всемирного бытия людей», часто оказывается в ситуации ответственности за это бытие. В ситуации кардинального выбора, когда от твоего решения зависит будущая жизнь, перед человеком встает проблема выбора: каким культурным ценностям отдать предпочтение? На какие критерии ориентироваться, чтобы совершить правильный выбор? Новая социокультурная ситуация поставила человека в ранее неизвестную ему нравственную ситуацию. Если в прошлом только мудрецы прозревали необходимость расширения нравственной ответственности человека до пределов всего человечества, сейчас же это становится потребностью нравственного сознания каждого человека. В прошлые века определение культурных ценностей, идеалов, норм и традиций, ориентирующих человека в мире и диктующих ему, как поступать и действовать, считалось обязанностью и привилегией философов и мудрецов, в настоящее время ответственность за правильный выбор лежит на каждом человеке и составляет основу его нравственной позиции. Изменилась и сама культурная реальность. Культура не просто предоставляет человеку какую-либо информацию или требует от него осмысления и правильного восприятия своего содержания она требует умения работать с самой информацией. Вхождение в культуру становится эффективным при условии знания и видения самих принципов жизни, смыслов и значений культуры, способов организации культурного пространства и свободного движения в этом пространстве. Поэтому важным является углубление самого знания о культуре, которое дает возможность человеку успешно действовать в культурном бытии.1 Анализ особенностей современной эпохи характеризует ее как крайне противоречивую. Уже на уровне обыденного сознания осмысление современности обнаруживает следующую антиномию, выраженную в вопросе: «совре1 Конев В. Мир культуры и мир бытия (о парадигмах философского сознания)// Высшее образование в России. -2001.-№ 6.-С. 66. |
129 2.3. Критическая функция философии в контексте культурного кризиса. Современная социокультурная ситуация характеризуется рядом особенностей, которые непосредственно влияют на жизнь человека. Культурные перемены породили ранее неизвестную мобильность человека, который уже перестает быть поивязанным к одной социальной и культурной среде. Если раньше он постоянно имел дело с одним и тем же социальным окружением, с повторяющимися ситуациями и сходными проблемами, для которых культура выработала и закрепила определенные традиции, то в современных условиях человек попадает в такие ситуации, для которых нет готовых норм и схем поведения или культурных предписаний. Он сам должен ориентироваться в тех или иных ситуациях, самостоятельно искать решения проблем. Процессы глобализации, ориентированные на распространение однородных культурных образцов, на создание единого мирового пространства, приводят к стиранию границ между различными культурами, к абстрагированию от национальных особенностей и традиций. XX век со всей очевидностью продемонстрировал становление «всемирного бытия людей» в различных его проявлениях (мировые войны, всемирный экономический кризис, международные выставки и т.д.). Человек, становясь частью «всемирного бытия людей», часто оказывается в ситуации ответственности за это бытие. В ситуации кардинального выбора, когда от твоего решения зависит будущая жизнь, перед человеком встает проблема выбора: каким культурным ценностям отдать предпочтение? На какие критерии ориентироваться, чтобы совершить правильный выбор? Новая социокультурная ситуация поставила человека в ранее неизвестную ему нравственную ситуацию. Если в прошлом только мудрецы прозревали необходимость расширения нравственной ответственности человека до пределов всего человечества, сейчас же это становится потребностью нравственного сознания каждого человека. В прошлые века определение культурных ценностей, идеалов, норм и традиций, ориентирующих человека в мире и диктующих ему, как поступать и действовать, считалось обязанностью и привилегией философов и мудрецов, в настоящее время ответственность за правильный выбор лежит на каждом человеке и составляет основу его нравственной позиции. Изменилась и сама культурная реальность. Культура не просто предоставляет человеку какую-либо информацию или требует от него осмысления и правильного восприятия своего содержания она требует умения работать с самой информацией. Вхождение в культуру становится эффективным при условии знания и видения самих принципов жизни, смыслов и значений культуры, способов организации культурного пространства и свободного движения в этом пространстве. Поэтому важным является углубление самого знания о культуре, которое дает возможность человеку успешно действовать в культурном бытии.1 Анализ особенностей современной эпохи характеризует ее как крайне противоречивую. Уже на уровне обыденного сознания осмысление современности обнаруживает следующую антиномию, выраженную в вопросе: «современность как принуждение или как свобода?».* 2 С одной стороны, современность ассоциируется со свободой независимых суждений и самостоятельного выбора, от безоговорочного авторитета традиций. Динамизм, мобильность, предприимчивость как характерные черты современности являются следствием этой свободы. С другой стороны, современность предстает совокупностью жестких стандартов-императивов, несоблюдение которых карается отлучением от нее и поражением в формальном или неформальном статусе. Принудительность современности проявляется в том, что разумность этих стандартов не ставится под сомнение, хотя их критическое осмысление предполагается наличием духа свободы. Моде следуют, не обсуждая разум130 Конев В. Мир культуры и мир бытия (о парадигмах философского сознания)// Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 66. 2 Капустин Б. Г. Современность как принуждение или как свобода// Вопросы философии. 2003. № 4. С. 19-39. |