108 смысла настаивать на свободе и самоопределении, так как управляемая жизнь окружена удобствами и считается безопасной и комфортной. Если данное управление обеспечивает наличие товаров и услуг, делающих человека счастливым, зачем ему стремиться к достижению абстрактной свободы. Тем более что в число товаров, приносящих удовлетворение, входят также мысли и чувства, зачем человеку мыслить и чувствовать самостоятельно. Новизна сегодняшней ситуации заключается в сглаживании оппозиционных, чуждых элементов, противоречащих наличной действительности. Ликвидация «двухмерной» культуры происходит не посредством отрицания культурных ценностей, а посредством их полной ассимиляции в утвердившийся порядок и их массового воспроизводства и демонстрации, что приводит к утрате их прежнего критического значения. Таким образом, утрата критических идей и оппозиции, «второго измерения», противоречащего наличному положению дел, приводит к тому, что жизнь становится управляемой и регламентируемой, а некритическое восприятие заданного мира и удовлетворение этой жизнью свидетельствует о царящей в культуре несвободе. Критика «одномерной» культуры наталкивается на такую ситуацию, которая лишает ее всяких оснований. Технический прогресс создает такие формы жизни, которые примиряют противостоящие системе силы. Однако Маркузе убежден, что в современной культуре потребность в критике не менее настоятельна, чем прежде. Тот факт, что подавляющее большинство населения приемлет общество и культуру, в которых живет, не делает их менее достойными критики и порицания. Различие между истинным и ложным сознанием, подлинными и неподлинными интересами не утрачивает своего значения, но нуждается в подтверждении. «Люди должны осознать его и найти собственный путь от ложного сознания к истинному, от их ближайших к их подлинным интересам. Это возможно, только если ими овладеет потребность в изменении своего образа жизни, отрицании позитивного, отказе, потребность, которую существующее общество сумело подавить настолько, насколько оно способно |
ность той или иной модели туфель. В России формируют рыночную экономику, потому что она есть во всех цивилизованных странах, а не потому что общество признало ее необходимым средством достижения каких-то целей или ценностей. Если современность не только отождествлять с определенными социальными институтами, но понимать ее как вызов и проблему, то принудительность современности будет выражаться в невозможности избежать данной проблемы, а свобода будет заключаться в поисках способов разрешения данной проблемы, в примирении альтернативных решений. Совершенно иначе как несвободную оценивают сложившуюся ситуацию Г. Маркузе, 3. Бауман. Согласно Г. Маркузе,1 современная культура и общество примиряют антагонистические друг другу силы, лишают критические идеи оппозиционности, встраивая их как необходимый элемент в свое функционирование. Современная культура усмиряет противоречивые силы, опираясь на технику, развитие которой способствует повышению жизненного стандарта. Человек становится несвободным, потому что удовлетворен и доволен сложившимся порядком, а также находится под воздействием ложных стандартных потребностей, выработанных «одномерной» культурой. Ему нет смысла настаивать на свободе и самоопределении, так как управляемая жизнь окружена удобствами и считается безопасной и комфортной. Если данное управление обеспечивает наличие товаров и услуг, делающих человека счастливым, зачем ему стремиться к достижению абстрактной свободы. Тем более что в число товаров, приносящих удовлетворение, входят также мысли и чувства, зачем человеку мыслить и чувствовать самостоятельно. Новизна сегодняшней ситуации заключается в сглаживании оппозиционных, чужды?; элементов, противоречащих наличной действительности. Ликвидация «двухмерной» культуры происходит не посредством отрицания культурных ценностей, а посредством их полной ассимиляции в утвердив1 См.: Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. ХГУ-ХУН. 131 шийся порядок и их массового воспроизводства и демонстрации, что приводит к утрате их прежнего критического значения. Таким образом, утрата критических идей и оппозиции, «второго измерения», противоречащего наличному положению дел, приводит к тому, что жизнь становится управляемой и регламентируемой, а некритическое восприятие заданного мира и удовлетворение этой жизнью свидетельствует о царящей в культуре несвободе. Критика «одномерной» культуры наталкивается на такую ситуацию, которая лишает ее всяких оснований. Технический прогресс создает такие формы жизни, которые примиряют противостоящие системе силы. Однако Маркузе убежден, что в современной культуре потребность в критике не менее настоятельна, чем прежде. Тог факт, что подавляющее большинство населения приемлет общество и культуру, в которых живет, не делает их менее достойными критики и порицания. Различие между истинным и ложным сознанием, подлинными и нсподлинными интересами не утрачивает своего значения, но нуждаегся в подтверждении. «Люди должны осознать его и найти собственный путь от ложного сознания к истинному, от их ближайших к их подлинным интересам. Это возможно, только если ими овладеет потребность в изменении своего образа жизни, отрицании позитивного, отказе, потребность, которую существующее общество сумело подавить настолько, насколько оно способно «предоставлять блага» во все большем масштабе...».5 Таким образом, наличие оппозиции и критики в культуре являются гарантом свободы. 3. Бауман отмечает, что важные изменения, произошедшие в современном мире, коснулись не столько технологий или принципов хозяйствования, сколько мироощущения людей и стереотипов поведения. Человек утрачивает контроль над важными социально-культурными процессами, в результате это приводит к увеличению неопределенности и незащищенности 1 2 1 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. XVI. 2 См.: Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 3043, с. 152-160. 132 |