Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 111]

111 множество проблем, казавшихся неразрешимыми».1 В сегодняшней ситуации актуализируется принцип автономии личности, индивидуального самоопределения и самореализации.
Если раньше человеку надлежало для собственного же блага следовать четко определенным и воспринимаемым как естественный порядок социальным и культурным ролям, то есть занимать установленное место и следовать в своем поведении соответствующим ожиданиям, то в современной культуре господствует
представление о том, что индивиды сами конструируют свою идентичность.
В настоящее время возрастают возможности творческого конструирования идентичности для индивида, что, однако, не означает возросшей способности индивидов к этой деятельности и сознательной ориентации на нее.
Итак, современная культура весьма неоднозначна; она содержит как позитивные, так и негативные характеристики.
Позитивным считается обретение человеком ранее невиданной свободы выбора.
Современность предлагает человеку множество различных способов существования, стилей жизни, сообществ, дает возможность самостоятельно выбирать то, что является для него приемлемым, значимым, соответствует его интересам, целям, отвечает его вкусам.
Возможность неограниченного выбора, а также возможность самого выбора свидетельствует о наличии свободы.
Однако часто человек, находясь в ситуации выбора, совершает его неосознанно, руководствуется не всегда оправданными мотивами: прагматическими соображениями или установкой на оригинальность, новизну, игровую изобретательность.
Таким образом, не обладая необходимыми знаниями, навыками критического суждения, человек не обладает самой способностью выбирать.
Уникальность современной культуры состоит еще и в том, что человек оказывается не перед проблемой выбора, а перед проблемой избытка выбора.

1 Маркузе Г.
Одномерный человек.
М., 1994.
С.73.
[стр. 134]

ствия и уклониться от жестких обязательств, которые вынудили бы нас эти последствия принять».1 Следствием данной переоценки ценностей является разрушение преемственности поколений, снижение значения семейных традиций и ценностей, обесценивание уз дружбы и партнерства.
Человек видит в другом не уникальную и неповторимую личность, а объект, необходимый для удовлетворения его потребностей.
Дружественные и партнерские отношения возникают на время и существуют до тех пор, пока партнеры заинтересованы друг в друге.
Если связь не оправдывает ожиданий, она немедленно распадается.
Современная культурная ситуация характеризуется разрушением традиционных норм морали, привычных культурных предписаний.
Помещение человека в незнакомую ситуацию, отсутствие культурно закрепленных стереотипов и образцов поведения повышает свободу выбора человека в решении новых проблем, однако, также существует опасность проявления крайней растерянности и бессилия перед неизвестностью.
Поэтому человек, обладая большими возможностями, в то же время находится в зависимости от культурных трансформаций, неизбежно влияющих на его жизнь.
В современную эпоху деятельность индивидов определяется в большей степени ими самими, чем традиционными образцами и культурными предписаниями.
«Действительность превосходит свою культуру, и сегодня человек может сделать больше, чем культурные герои и полубоги; он уже разрешил множество проблем, казавшихся неразрешимыми».1 2 В сегодняшней ситуации актуализируется принцип автономии личности, индивидуального самоопределения и самореализации.
Если раньше человеку надлежало для собственного же блага следовать четко определенным и воспринимаемым как естественный порядок социальным и культурным ролям, то есть занимать установленное место и следовать в своем поведении соответствующим ожиданиям, то в современной культуре господствует
1 Бауман 3.
Индивидуализированное общество.
М., 2002.
С.
315.
2 Маркузе Г.
Одномерный человек.
М., 1994.
С.73.
134

[стр.,135]

представление о том, что индивиды сами конструируют свою идентичность.
В настоящее время возрастают возможности творческого конструирования идентичности для индивида, что однако не означает возросшей способности индивидов к этой деятельности и сознательной ориентации на нее.
Итак, современная культура весьма неоднозначна: она содержит как позитивные, так и негативные характеристики.
Позитивным считается обретение человеком ранее невиданной свободы выбора.
Современность предлагает человеку множество различных способов существования, стилей жизни, сообществ, дает возможность самостоятельно выбирать то, что является для него приемлемым, значимым, соответствует его интересам, целям, отвечает его вкусам.
Возможность неограниченного выбора, а также возможность самого выбора свидетельствует о наличии свободы.
Однако часто человек, находясь в ситуации выбора, совершает его неосознанно, руководствуется не всегда оправданными мотивами: прагматическими соображениями или установкой на оригинальность, новизну, игровую изобретательность.
Таким образом, не обладая необходимыми знаниями, навыками критического суждения, человек не обладает самой способностью выбирать.
Уникальность современной культуры состоит еще и в том, что человек оказывается не перед проблемой выбора, а перед проблемой избытка выбора.

Неспособность разумно приспосабливаться к переменам, новизна ситуации вызывает у человека апатию, неуверенность, смятение.
Оборотной стороной свободы является безразмерная свобода, доведенная до абсурда.
Такая свобода крушит привычные нормы, освящает оголтелую разнузданность, утрату элементарного стыда, деликатности и скромности, нестесненное публичное выражение низменного субъективизма, инстинктов.
Так, например, Д.И.
Дубровский отмечает небывалый разгул иррационализма, абсурда, безответственности, который переживает современная Россия.
Множество негативных тенденций искусственно насаждается телевидением, которое превращается в главный театр абсурда.
На телевидении 135

[Back]