Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 112]

112 Неспособность разумно приспосабливаться к переменам, новизна ситуации вызывает у человека апатию, неуверенность, смятение.
Оборотной стороной свободы является безразмерная свобода, доведенная до абсурда.
Такая свобода крушит привычные нормы, освящает оголтелую разнузданность, утрату элементарного стыда, деликатности и скромности, нестесненное публичное выражение низменного субъективизма, инстинктов.
Так, например, Д.И.
Дубровский отмечает небывалый разгул иррационализма, абсурда, безответственности, который переживает современная Россия.
Множество негативных тенденций искусственно насаждается телевидением, которое превращается в главный театр абсурда.
На телевидении
фабрикуются картинки реальности, выгодные «заказчику», и выдаются за действительную реальность с целью «размягчить» критические регистры нашего сознания и совершить подстановку в него желательной оценки, вывода.
Освобождение человека от манипуляций его сознания заключается в развитии критического мышления.1 Для современной культуры, определяемой как постмодернистская, характерна общая направленность тотальной критики.
Общие интенции культуры постмодерна ясно обозначены: сокрушительная критика традиционных ценностей рационализма, гуманизма, историзма, радикальное неприятие современной социальной организации, отрицание возможности отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять могуществу надличностных структур (социально-политических, идеологических, т.д.).
Освобождение от гнета власти, традиционных ценностных регулятивов, привычных норм, правил, социальных зависимостей вот лейтмотив большинства постмодернистских рассуждений.
В своих разоблачениях, призывах к свободе и творчеству постмодернизм не оригинален.
Это выражение состояния любой эпохи на переломе, ощущения конца века, ломки традиций, старых верований.
Однако на фоне царящей неразберихи, беззакония и абсурда
возника1 Дубровский Д.И.
Постмодернистская мода// Вопросы философии.
2002.
№8.
С.
42-55.
[стр. 135]

представление о том, что индивиды сами конструируют свою идентичность.
В настоящее время возрастают возможности творческого конструирования идентичности для индивида, что однако не означает возросшей способности индивидов к этой деятельности и сознательной ориентации на нее.
Итак, современная культура весьма неоднозначна: она содержит как позитивные, так и негативные характеристики.
Позитивным считается обретение человеком ранее невиданной свободы выбора.
Современность предлагает человеку множество различных способов существования, стилей жизни, сообществ, дает возможность самостоятельно выбирать то, что является для него приемлемым, значимым, соответствует его интересам, целям, отвечает его вкусам.
Возможность неограниченного выбора, а также возможность самого выбора свидетельствует о наличии свободы.
Однако часто человек, находясь в ситуации выбора, совершает его неосознанно, руководствуется не всегда оправданными мотивами: прагматическими соображениями или установкой на оригинальность, новизну, игровую изобретательность.
Таким образом, не обладая необходимыми знаниями, навыками критического суждения, человек не обладает самой способностью выбирать.
Уникальность современной культуры состоит еще и в том, что человек оказывается не перед проблемой выбора, а перед проблемой избытка выбора.
Неспособность разумно приспосабливаться к переменам, новизна ситуации вызывает у человека апатию, неуверенность, смятение.
Оборотной стороной свободы является безразмерная свобода, доведенная до абсурда.
Такая свобода крушит привычные нормы, освящает оголтелую разнузданность, утрату элементарного стыда, деликатности и скромности, нестесненное публичное выражение низменного субъективизма, инстинктов.
Так, например, Д.И.
Дубровский отмечает небывалый разгул иррационализма, абсурда, безответственности, который переживает современная Россия.
Множество негативных тенденций искусственно насаждается телевидением, которое превращается в главный театр абсурда.
На телевидении
135

[стр.,136]

фабрикуются картинки реальности, выгодные «заказчику», и выдаются за действительную реальность с целью «размягчить» критические регистры нашего сознания и совершить подстановку в него желательной оценки, вывода.
Освобождение человека от манипуляций его сознания заключается в развитии критического мышления.1 Для современной культуры, определяемой как постмодернистская, характерна общая направленность тотальной критики.
Общие интенции культуры постмодерна ясно обозначены: сокрушительная критика традиционных ценностей рационализма, гуманизма, историзма, радикальное неприятие современной социальной организации, отрицание возможности отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять могуществу надличностных структур (социально-политических, идеологических, т д.).
Освобождение от гнета власти, традиционных ценностных регулятивов, привычных норм, правил, социальных зависимостей вот лейтмотив большинства постмодернистских рассуждений.
В своих разоблачениях, призывах к свободе и творчеству постмодернизм не оригинален.
Это выражение состояния любой эпохи на переломе, ощущения конца века, ломки традиций, старых верований.
Однако на фоне царящей неразберихи, беззакония и абсурда
возникает необходимость установления порядка, закона, выработки новых критериев, культурных норм и ценностей, способствующих принятию тщательно продуманных, обоснованных, ответственных решений.
Критика культуры необходимый аспект ее освоения и воспроизводства, ее повседневного существования как момента человеческой деятельности.
Акт движения мысли в материале культуры можно рассматривать как попытку преодоления дуальной оппозиции «сложившаяся личностная культура субъекта — культура, дополнительно осваиваемая субъектом в процессе 136 1 Дубровский Д.И.
Постмодернистская мода// Вопросы философии.
2002.-№8.-С.
42-55.

[Back]