из ет необходимость установления порядка, закона, выработки новых критериев, культурных норм и ценностей, способствующих принятию тщательно продуманных, обоснованных, ответственных решений. Критика культуры необходимый аспект ее освоения и воспроизводства, ее повседневного существования как момента человеческой деятельности. Акт движения мысли в материале культуры можно рассматривать как попытку преодоления дуальной оппозиции: «сложившаяся личностная культура субъекта культура, дополнительно осваиваемая субъектом в процессе любого акта своей деятельности».1 Критика культуры становится важнейшим аспектом философского мышления. Синтез в культуре возможен лишь в процессе постоянного преодоления несоответствия культуры субъекта и потока инноваций, что требует возрастающей критики культуры во всех ее формах, а это в свою очередь требует философствования как поиска оснований для этой критики в ее всеобщей форме. Критика культуры есть результат сложившейся способности к рефлексии, то есть способности превращать саму культуру в предмет осмысления самого субъекта, в предмет воздействия, изменения. Философию можно рассматривать как высшее проявление критической способности человека. В связи с этим важное значение уделяется необходимости рационального обоснования. Несмотря на то, что сейчас слишком многие заявляют о конце рациональной философии (или философии как таковой), в современном обществе рациональное знание является одной из ключевых ценностей культуры. В атмосфере культурной неопределенности, нестабильности и изменчивости важной становится активная роль философии, выступающей в качестве особой формы социальной практики и критически осмысляющей способы существования общества и культуры. Философия с ее принципами свободного обсуждения, проблематизации служит гарантом свободы личности и общества. Особенностью философского мышления является то, что философия вы 1 Ахиезер Н.С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России)// Вопросы философии. 1999.-№8.-С. 3-19. |
фабрикуются картинки реальности, выгодные «заказчику», и выдаются за действительную реальность с целью «размягчить» критические регистры нашего сознания и совершить подстановку в него желательной оценки, вывода. Освобождение человека от манипуляций его сознания заключается в развитии критического мышления.1 Для современной культуры, определяемой как постмодернистская, характерна общая направленность тотальной критики. Общие интенции культуры постмодерна ясно обозначены: сокрушительная критика традиционных ценностей рационализма, гуманизма, историзма, радикальное неприятие современной социальной организации, отрицание возможности отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять могуществу надличностных структур (социально-политических, идеологических, т д.). Освобождение от гнета власти, традиционных ценностных регулятивов, привычных норм, правил, социальных зависимостей вот лейтмотив большинства постмодернистских рассуждений. В своих разоблачениях, призывах к свободе и творчеству постмодернизм не оригинален. Это выражение состояния любой эпохи на переломе, ощущения конца века, ломки традиций, старых верований. Однако на фоне царящей неразберихи, беззакония и абсурда возникает необходимость установления порядка, закона, выработки новых критериев, культурных норм и ценностей, способствующих принятию тщательно продуманных, обоснованных, ответственных решений. Критика культуры необходимый аспект ее освоения и воспроизводства, ее повседневного существования как момента человеческой деятельности. Акт движения мысли в материале культуры можно рассматривать как попытку преодоления дуальной оппозиции «сложившаяся личностная культура субъекта — культура, дополнительно осваиваемая субъектом в процессе 136 1 Дубровский Д.И. Постмодернистская мода// Вопросы философии. 2002.-№8.-С. 42-55. любого акта своей деятельности».1 Критика культуры становится важнейшим аспектом философского мышления. Синтез в культуре возможен лишь в процессе постоянного преодоления несоответствия культуры субъекта и потока инноваций, что требует возрастающей критики культуры во всех ее формах, а это в свою очередь требует философствования как поиска оснований для этой критики в ее всеобщей форме. Критика культуры есть результат сложившейся способности к рефлексии, то есть способности превращать саму культуру в предмет осмысления самого субъекта, в предмет воздействия, изменения. Философию можно рассматривать как высшее проявление критической способности человека. В связи с этим важное значение уделяется необходимости рационального обоснования. Несмотря на то что сейчас слишком многие заявляют о конце рациональной философии(или философии как таковой), в современном обществе рациональное знание является одной из ключевых ценностей культуры. В атмосфере культурной неопределенности, нестабильности и изменчивости важной становится активная роль философии, выступающей в качестве особой формы социальной практики и критически осмысляющей способы существования общества и культуры. Философия с ее принципами свободного обсуждения, проблематизации служит гарантом свободы личности и общества. Особенностью философского мышления является то, что философия выполняет в культуре критическую функцию. Критическая рефлексия философии выражена в необходимости подвергать все сомнению, в требовании обоснованных аргументаций. Данная функция тесно переплетается с другой, аксиологической функцией философии. Критика всегда ориентирована на ценности, общественные идеалы, связана с оценкой социальной действительности под определенным углом зрения. Несоответствие действительно137 1 Ахиезер Н.С. Об особенностях современного философствования (взгляд из России)// Вопросы философии. 1999. № 8. С. 3-19. |