Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 114]

114 полняет в культуре критическую функцию.
Критическая рефлексия философии выражена в необходимости подвергать все сомнению, в требовании обоснованных аргументаций.
Данная функция тесно переплетается с другой, аксиологической функцией философии.
Критика всегда ориентирована на ценности, общественные идеалы, связана с оценкой социальной действительности под определенным углом зрения.
Несоответствие
действительности идеалу, выработанному культурой, вызывает критику этой действительности, желание ее изменить.
Философия критична по своему существу.
Философия возникает как критика мифа.
Ее рождение связано с переосмыслением традиционных религиозно-мифологических представлений.
На первых порах работа философии состоит в критической переоценке прежних норм жизни, которые более не соответствовали радикально меняющемуся образу действительности.
Сущность критической функции философии заключается в обнаружении и раскрытии противоречий между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое несет в себе новая культурно-историческая эпоха.
Критическими можно назвать взгляды Сократа.
Он сам утверждал, что его мышление полностью заключается в негативном критицизме, а его «мудрость» есть нечто иное, как проявление его незнания.
В этой связи особое значение представляет метод Сократа, направленный на обличение общепринятых этических норм и распространенных взглядов на жизнь.
Истина, по мнению древнегреческого мыслителя, не дана в готовом виде, а представляет собой проблему и предполагает поиск.
Поиск осуществляется в диалоге, беседе, в процессе которой в одних случаях самоуверенный человек, мнящий себя знающим, разоблачается как невежественный, а в других случаях ориентирует человека на самопознание.
Критицизм Сократа обусловлен особой общественной и интеллектуальной ситуацией того времени.
Он выступал с критикой релятивистских взглядов
[стр. 137]

любого акта своей деятельности».1 Критика культуры становится важнейшим аспектом философского мышления.
Синтез в культуре возможен лишь в процессе постоянного преодоления несоответствия культуры субъекта и потока инноваций, что требует возрастающей критики культуры во всех ее формах, а это в свою очередь требует философствования как поиска оснований для этой критики в ее всеобщей форме.
Критика культуры есть результат сложившейся способности к рефлексии, то есть способности превращать саму культуру в предмет осмысления самого субъекта, в предмет воздействия, изменения.
Философию можно рассматривать как высшее проявление критической способности человека.
В связи с этим важное значение уделяется необходимости рационального обоснования.
Несмотря на то что сейчас слишком многие заявляют о конце рациональной философии(или философии как таковой), в современном обществе рациональное знание является одной из ключевых ценностей культуры.
В атмосфере культурной неопределенности, нестабильности и изменчивости важной становится активная роль философии, выступающей в качестве особой формы социальной практики и критически осмысляющей способы существования общества и культуры.
Философия с ее принципами свободного обсуждения, проблематизации служит гарантом свободы личности и общества.
Особенностью философского мышления является то, что философия выполняет в культуре критическую функцию.
Критическая рефлексия философии выражена в необходимости подвергать все сомнению, в требовании обоснованных аргументаций.
Данная функция тесно переплетается с другой, аксиологической функцией философии.
Критика всегда ориентирована на ценности, общественные идеалы, связана с оценкой социальной действительности под определенным углом зрения.
Несоответствие
действительно137 1 Ахиезер Н.С.
Об особенностях современного философствования (взгляд из России)// Вопросы философии.
1999.
№ 8.
С.
3-19.


[стр.,138]

сти идеалу, выработанному культурой, вызывает критику этой действительности, желание ее изменить.
Философия критична по своему существу.
Философия возникает как критика мифа.
Ее рождение связано с переосмыслением традиционных религиозно-мифологических представлений.
На первых порах работа философии состоит в критической переоценке прежних норм жизни, которые более не соответствовали радикально меняющемуся образу действительности.
Сущность критической функции философии заключается в обнаружении и раскрытии противоречий между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое несет в себе новая культурно-историческая эпоха.
Критическими можно назвать взгляды Сократа.
Он сам утверждал, что его мышление полностью заключается в негативном критицизме, а его «мудрость» есть нечто иное, как проявление его незнания.
В этой связи особое значение представляет метод Сократа, направленный на обличение общепринятых этических норм и распространенных взглядов на жизнь.
Истина, по мнению древнегреческого мыслителя, не дана в готовом виде, а представляет собой проблему и предполагает поиск.
Поиск осуществляется в диалоге, беседе, в процессе которой в одних случаях самоуверенный человек, мнящий себя знающим, разоблачается как невежественный, а в других случаях ориентирует человека на самопознание.
Критицизм Сократа обусловлен особой общественной и интеллектуальной ситуацией того времени.
Он выступал с критикой релятивистских взглядов
софистов.
Но также ирония Сократа была направлена и против слепого поклонения перед традицией и ложными авторитетами, почитание которых не обосновано убедительными доказательствами.
Это являлось призывом к поиску подлинного знания.
Философский смысл иронии заключается в том, что она не признает ничего окончательного, раз и навсегда данного и неизменного, то есть окончательной человеческой мудрости.
Ирония Сократа, вызывая в душе человека сомнение, заставляет его задуматься.
Она ориентирует человека не принимать без критики на веру общепринятые и гото138

[Back]