Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 115]

115 софистов.
Но также ирония Сократа была направлена и против слепого поклонения перед традицией и ложными авторитетами, почитание которых не обосновано убедительными доказательствами.
Это являлось призывом к поиску подлинного знания.
Философский смысл иронии заключается в том, что она не признает ничего окончательного, раз и навсегда данного и неизменного, то есть окончательной человеческой мудрости.
Ирония Сократа, вызывая в душе человека сомнение, заставляет его задуматься.
Она ориентирует человека не принимать без критики на веру общепринятые и
готовые взгляды, а показывает необходимость формировать собственные убеждения.
Человек, самостоятельно занимаясь поиском истины или совершая собственный выбор, тем самым в некотором роде создает себя сам.
Таким образом, критицизм Сократа носит не только негативный (подвергать все сомнению), но и конструктивный характер.
Несмотря на то, что философия изначально была критичной, некоторые исследователи выделяют внутри философии критическую традицию, основоположником которой считают Канта.1 Критическое мышление, критическая оценка взглядов предшественников присуща любой философской системе, является ее составной частью.
Критицизм определенного рода (критическое переосмысление и анализ предшествующих философских учений) всегда был аспектом философского мышления, но никогда не исчерпывал всю философию.
Поэтому возможно выделять критическую традицию, относя к ней философию И.
Канта, Л.
Витгенштейна, которые развивают скорее критический, чем спекулятивный тип философствования.
Считается, что И.
Кант в своих трудах заложил начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.
Суть ее заключалась в том, что каждый дальнейший шаг в развитии философского знания рассматривался как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но доступно для критики.
Задача И.
Канта в преодолении двух
ми1 Гарвер Н.
Витгенштейн и критическая традиция/ Пер.
А.Ф.
Грязнова //
Н1$Югу оГРНПозорЬу (ЗиаПеНу/ Уо1.7№2, АргН 1990.
Р.227-240.
[стр. 138]

сти идеалу, выработанному культурой, вызывает критику этой действительности, желание ее изменить.
Философия критична по своему существу.
Философия возникает как критика мифа.
Ее рождение связано с переосмыслением традиционных религиозно-мифологических представлений.
На первых порах работа философии состоит в критической переоценке прежних норм жизни, которые более не соответствовали радикально меняющемуся образу действительности.
Сущность критической функции философии заключается в обнаружении и раскрытии противоречий между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое несет в себе новая культурно-историческая эпоха.
Критическими можно назвать взгляды Сократа.
Он сам утверждал, что его мышление полностью заключается в негативном критицизме, а его «мудрость» есть нечто иное, как проявление его незнания.
В этой связи особое значение представляет метод Сократа, направленный на обличение общепринятых этических норм и распространенных взглядов на жизнь.
Истина, по мнению древнегреческого мыслителя, не дана в готовом виде, а представляет собой проблему и предполагает поиск.
Поиск осуществляется в диалоге, беседе, в процессе которой в одних случаях самоуверенный человек, мнящий себя знающим, разоблачается как невежественный, а в других случаях ориентирует человека на самопознание.
Критицизм Сократа обусловлен особой общественной и интеллектуальной ситуацией того времени.
Он выступал с критикой релятивистских взглядов софистов.
Но также ирония Сократа была направлена и против слепого поклонения перед традицией и ложными авторитетами, почитание которых не обосновано убедительными доказательствами.
Это являлось призывом к поиску подлинного знания.
Философский смысл иронии заключается в том, что она не признает ничего окончательного, раз и навсегда данного и неизменного, то есть окончательной человеческой мудрости.
Ирония Сократа, вызывая в душе человека сомнение, заставляет его задуматься.
Она ориентирует человека не принимать без критики на веру общепринятые и
гото138

[стр.,139]

вые взгляды, а показывает необходимость формировать собственные убеждения.
Человек, самостоятельно занимаясь поиском истины или совершая собственный выбор, тем самым в некотором роде создает себя сам.
Таким образом, критицизм Сократа носит не только негативный (подвергать все сомнению), но и конструктивный характер.
Несмотря на то что философия изначально была критичной, некоторые исследователи выделяют внутри философии критическую традицию, основоположником которой считают Канта.1 Критическое мышление, критическая оценка взглядов предшественников присуща любой философской системе, является ее составной частью.
Критицизм определенного рода (критическое переосмысление и анализ предшествующих философских учений) всегда был аспектом философского мышления, но никогда не исчерпывал всю философию.
Поэтому возможно выделять критическую традицию, относя к ней философию И.
Канта, Л.
Витгенштейна, которые развивают скорее критический, чем спекулятивный тип философствования.
Считается, что И.
Кант в своих трудах заложил начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.
Суть ее заключалась в том, что каждый дальнейший шаг в развитии философского знания рассматривался как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но доступно для критики.
Задача И.
Канта в преодолении двух
мировоззренческих позиций, страдающих односторонностью подхода к проблеме познания, а именно догматизма и скептицизма.
И.
Кант предлагает третий путь путь критики, только не критики философских систем, а критики самого разума, взятого в «чистом виде», независимо от какого бы то ни было опыта.
Своей целью он считает изучение инструмента познания.
Разум, по мнению философа, может порождать иллюзии, попадая в противоречия.
139 1 См.: Гарвер Н.
Витгенштейн и критическая традиция/ Пер.
А.Ф.
Гряз нова //
Шзюгу оГРЬПозорЬу (2иаЛег1у, уо1.7, №2, АргП 1990, рр.227-240.

[Back]