Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 116]

116 ровоззренческих позиций, страдающих односторонностью подхода к проблеме познания, а именно догматизма и скептицизма.
И.
Кант предлагает третий путь путь критики, только не критики философских систем, а критики самого разума, взятого в «чистом виде», независимо от какого бы то ни было опыта.
Своей целью он считает изучение инструмента познания.
Разум, по мнению философа, может порождать иллюзии, попадая в противоречия,
выдавать кажущееся за действительность.
Поэтому задача философии как критики внести ясность.1 Целью критической традиции в философии является выработка и поиск всеобщего критерия истины для всякого знания.
Анализируя и подвергая критике различные философские учения, философы пытались найти самоочевидные и ясные положения, в истине которых невозможно усомниться.
Так Сократ был уверен, что человек скрыто обладает правильным знанием, задача состоит в том, чтобы его извлечь.
Смысл деятельности Сократа заключается в поисках определений и понятий, являющихся всеобщими, а потому истинными.
И.
Кант пытался показать, как возможно априорное синтетическое суждение, в существовании которого не
сомневался.2 В качестве примера таких суждений он рассматривал математику.
Критическая философия И.
Канта была направлена на выработку стандартов таких суждений.
К
последователям критической традиции в философии некоторые исследователи причисляют Л.
Витгенштейна.
Основания для этого находят в особом понимании Л.
Витгенштейном задач философии.
Он видит задачу философии не только в прояснении смысла предложений, но и в критике языка.
Л.
Витгенштейн внес решающий вклад в оживление критической традиции философии.
И.
Кант и Л.
Витгенштейн извлекают критические стандарты из своих философских исследований и используют их для опровержения иных философских взглядов, для которых критерий их критики оказывается
неблагопри1 Гулыга Л.Л.
Кант.
М.,1994.
304 с.
2 Кант И.
Критика чистого разума.
М., 1998.
655 с.
[стр. 139]

вые взгляды, а показывает необходимость формировать собственные убеждения.
Человек, самостоятельно занимаясь поиском истины или совершая собственный выбор, тем самым в некотором роде создает себя сам.
Таким образом, критицизм Сократа носит не только негативный (подвергать все сомнению), но и конструктивный характер.
Несмотря на то что философия изначально была критичной, некоторые исследователи выделяют внутри философии критическую традицию, основоположником которой считают Канта.1 Критическое мышление, критическая оценка взглядов предшественников присуща любой философской системе, является ее составной частью.
Критицизм определенного рода (критическое переосмысление и анализ предшествующих философских учений) всегда был аспектом философского мышления, но никогда не исчерпывал всю философию.
Поэтому возможно выделять критическую традицию, относя к ней философию И.
Канта, Л.
Витгенштейна, которые развивают скорее критический, чем спекулятивный тип философствования.
Считается, что И.
Кант в своих трудах заложил начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.
Суть ее заключалась в том, что каждый дальнейший шаг в развитии философского знания рассматривался как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но доступно для критики.
Задача И.
Канта в преодолении двух мировоззренческих позиций, страдающих односторонностью подхода к проблеме познания, а именно догматизма и скептицизма.
И.
Кант предлагает третий путь путь критики, только не критики философских систем, а критики самого разума, взятого в «чистом виде», независимо от какого бы то ни было опыта.
Своей целью он считает изучение инструмента познания.
Разум, по мнению философа, может порождать иллюзии, попадая в противоречия.

139 1 См.: Гарвер Н.
Витгенштейн и критическая традиция/ Пер.
А.Ф.
Гряз нова // Шзюгу оГРЬПозорЬу (2иаЛег1у, уо1.7, №2, АргП 1990, рр.227-240.


[стр.,140]

выдавать кажущееся за действительность.
Поэтому задача философии как критики внести ясность.1 Целью критической традиции в философии является выработка и поиск всеобщего критерия истины для всякого знания.
Анализируя и подвергая критике различные философские учения, философы пытались найти самоочевидные и ясные положения, в истине которых невозможно усомниться.
Так Сократ был уверен, что человек скрыто обладает правильным знанием, задача состоит в том, чтобы его извлечь.
Смысл деятельности Сократа заключается в поисках определений и понятий, являющихся всеобщими, а потому истинными.
И.
Кант пытался показать, как возможно априорное синтетическое суждение, в существовании которого не
сомневался.1 2 В качестве примера таких суждений он рассматривал математику.
Критическая философия И.
Канта была направлена на выработку стандартов таких суждений.
К
критической традиции в философии некоторые исследователи причисляют Л.
Витгенштейна.
Основания для этого находят в особом понимании Л.
Витгенштейном задач философии.
Он видит задачу философии не только в прояснении смысла предложений, но и в критике языка.
Л.
Витгенштейн внес решающий вклад в оживление критической традиции философии.
И.
Кант и Л.
Витгенштейн извлекают критические стандарты из своих философских исследований и используют их для опровержения иных философских взглядов, для которых критерий их критики оказывается
неблагоприятным.
Сами критические стандарты возникают в результате рассмотрения сходных и непротиворечивых явлений.
Л.
Витгенштейн как нечто очевидное воспринимает человеческое поведение, называемое им «языковыми играми».3 Речь идет о бесчисленных активностях, в которых важную роль играет употребление языка.
Выделяются 1 См.: Гулыга А.А.
Кант.
М., 1994.
93-138..
2 См.: Кант И.
Критика чистого разума.
М., 1998.
3 См.: Витгенштейн Л.
Философские работы.
4.1.
М., 1994.
27-35.
140

[Back]