117 ятным. Сами критические стандарты возникают в результате рассмотрения сходных и непротиворечивых явлений. Л. Витгенштейн как нечто очевидное воспринимает человеческое поведение, называемое им «языковыми играми».1 Речь идет о бесчисленных активностях, в которых важную роль играет употребление языка. Выделяются примитивные (отдача приказов, приветствие, задавание вопросов, призыв о помощи) и сложные «языковые игры». Критерий Л. Витгенштейна следующий: языковые выражения имеют смысл только в процессе человеческой деятельности, при этом выражение, которое осмысленно в одной деятельности, может быть бессмысленным в другой. Задача философии охарактеризовать осмысленные способы употребления языка с целью показа того, как возможна осмысленная речь, что в конце концов помогает обнаружить бессмыслицу. Традиции критической рефлексии философии в настоящее время представлены критической теорией, к которой относятся марксизм, франкфуртская школа, считающаяся ее классическим вариантом. Понятие «критической теории» впервые было предложено Хоркхаймером, который определял ее в сопоставлении с традиционной. Главная задача традиционной теории объяснение как можно большего количества известных фактов и предсказание новых. Основным недостатком традиционной теории, по мнению Хоркхаймера, является представление о самостоятельном знании, не зависящем от реальных ситуаций, в которых оно используется, и цели, для которой служит, определение социокультурного контекста научной деятельности как внешнего по отношению к теоретической работе. Недостатком также считается представление о пассивной роли индивида, некритически воспринимающего мир, деятельность которого заключается лишь в воспроизводстве наличного положения дел. Критическая теория нацелена в первую очередь не на преумножение знания, а на освобождение человека из порабощающих его отношений. Она выполняет не только объяснительную функцию, но и критическую, то есть ее суть 1 Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М., 1994. 520 с. |
выдавать кажущееся за действительность. Поэтому задача философии как критики внести ясность.1 Целью критической традиции в философии является выработка и поиск всеобщего критерия истины для всякого знания. Анализируя и подвергая критике различные философские учения, философы пытались найти самоочевидные и ясные положения, в истине которых невозможно усомниться. Так Сократ был уверен, что человек скрыто обладает правильным знанием, задача состоит в том, чтобы его извлечь. Смысл деятельности Сократа заключается в поисках определений и понятий, являющихся всеобщими, а потому истинными. И. Кант пытался показать, как возможно априорное синтетическое суждение, в существовании которого не сомневался.1 2 В качестве примера таких суждений он рассматривал математику. Критическая философия И. Канта была направлена на выработку стандартов таких суждений. К критической традиции в философии некоторые исследователи причисляют Л. Витгенштейна. Основания для этого находят в особом понимании Л. Витгенштейном задач философии. Он видит задачу философии не только в прояснении смысла предложений, но и в критике языка. Л. Витгенштейн внес решающий вклад в оживление критической традиции философии. И. Кант и Л. Витгенштейн извлекают критические стандарты из своих философских исследований и используют их для опровержения иных философских взглядов, для которых критерий их критики оказывается неблагоприятным. Сами критические стандарты возникают в результате рассмотрения сходных и непротиворечивых явлений. Л. Витгенштейн как нечто очевидное воспринимает человеческое поведение, называемое им «языковыми играми».3 Речь идет о бесчисленных активностях, в которых важную роль играет употребление языка. Выделяются 1 См.: Гулыга А.А. Кант. М., 1994. 93-138.. 2 См.: Кант И. Критика чистого разума. М., 1998. 3 См.: Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М., 1994. 27-35. 140 примитивные (отдача приказов, приветствие, задавание вопросов, призыв о помощи) и сложные «языковые игры». Критерий Л. Витгенштейна следующий: языковые выражения имеют смысл только в процессе человеческой деятельности, при этом выражение, которое осмысленно в одной деятельности, может быть бессмысленным в другой. Задача философии охарактеризовать осмысленные способы употребления языка с целью показа того, как возможна осмысленная речь, что в конце концов помогает обнаружить бессмыслицу. Традиции критической рефлексии философии в настоящее время представлены критической теорией, к которой относятся марксизм, франкфуртская школа, считающаяся ее классическим вариантом. Понятие «критической теории» впервые было предложено Хоркхаймером, который определял ее в сопоставлении с традиционной. Главная задача традиционной теории объяснение как можно большего количества известных фактов и предсказание новых. Основным недостатком традиционной теории, по мнению Хоркхаймера, является представление о самостоятельном знании, не зависящим от реальных ситуаций, в которых оно используется, и цели, для которой служит, определение социокультурного контекста научной деятельности как внешнего по отношению к теоретической работе. Недостатком также считается представление о пассивной роли индивида, некритически воспринимающего мир, деятельность которого заключается лишь в воспроизводстве наличного положения дел. Критическая теория нацелена в первую очередь не на преумножение знания, а на освобождение человека из порабощающих его отношений. Она выполняет не только объяснительную функцию, но и критическую, то есть ее суть заключается не в воспроизводстве существующего порядка, а в его изменении. Причем она критична не только в отношении социокультурных феноменов, но и в отношении модели знания, созданной традиционной теорией. В настоящее время критическая теория представлена нередуцируемым многообразием форм социального критицизма. Критическая теория понима141 |