Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 119]

119 характере философского дискурса, а также в устройстве социального мира, в способе его теоретического понимания обусловили изменения в критической теории, перешедшей от классических к современным формам.
Суть перемен в философии заключается в преодолении восходящей к Декарту модели сознания как специфического типа генерирования философского знания и самообоснования философии, что повлекло за собой кризис типа рациональности, основанного на данной модели.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философского дискурса.
Во-первых, отказ от автономного и прозрачного для самого себя субъекта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует»
мир, а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
Во-вторых, знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.

В-третьих, традиционное разграничение философии и поэзии, философии и риторики уступает место их взаимопроникновению и взаимовлиянию.
Кризис новоевропейского типа философской рациональности поставил вопрос о дальнейшей судьбе философии: одни провозглашают наступление «постфилософской» культуры и превращение философствования в разновидность литературной практики (Р.
Рорти), другие отстаивают тезис о жизнеспособности философии как академического занятия, третьи предлагают новые модели философской рациональности (Апель, Ю.
Хабермас).
Значительные изменения, отмеченные многими исследователями, имеют место в способе организации социальных практик.
В.
Фуре характеризует социокультурные перемены как конец «организованного модерна» в различных областях (экономике, политике, интеллектуальной сфере) и переход к «декомпозиции идеи общества», связанный с изменением взглядов на природу общества.
Представления об обществе как о социальном макросубъекте уступают
[стр. 112]

шек, языковых аномалий стали предметом пристального внимания лингвистической философии.
Позитивистские воззрения, а также антропологический и лингвистический поворот в философии послужили причиной изменения в типе философствования.
Постепенно фокус философского умозрения перемещается с объективного мира на воспринимающего субъекта.
«Мир» утрачивает свое объективное значение и уходит на второй план.
Он воспринимается только как переживаемый и представляемый человеком.
Мир лишается центра, некоего организующего его начала, под которым понимали первоначало, «первопричину».
В современной философии провозглашается отказ от субстанциализма поиска вневременных и внеисторических сущностей, единой основы всего существующего.
Отрицание универсализма приводит к отрицанию общей человеческой природы, скрывающейся за временным и случайным бытием человека.
Человек есть результат переплетения социальных и культурно-исторических обстоятельств.
Человек понимается как своеобразный текст, «составленный» из культурных систем и норм своего времени и, следовательно, заранее ограниченный исторической обусловленностью.
С признанием социокультурной и исторической обусловленности бытия человека происходит отказ от трансцендентального субъекта познания, носителя универсального разума.
Отказ от автономного и прозрачного для самого себя
субъехта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует»,
а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
А также знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.

Истина больше не универсальна, она не находится «вовне», за пределами мира.
Отказ от поиска вечной и неизменной истины, скрывающейся за 112

[стр.,142]

ется как специфическая генеральная установка философского поиска, направленного на критику социальной организации.
Причем Фуре' трактует современную критическую теорию не как ту или иную доктрину, а как широкую исследовательскую программу, конгениальную фундаментальным установкам франкфуртской школы и служащую платформой для развития различных форм философски нагруженного социокультурного критицизма.
В качестве такой исследовательской программы критическая теория нигде эксплицитно не представлена, поэтому ее воспроизведение связано не только с анализом текстов, но и в некоторой степени с ее изобретением как смысловой целостности.
То есть реконструкция теории предполагает не только воспроизведение ее слагаемых компонентов, но и осознанный элемент «активной интерпретации».
Учитывая последний, Фуре предлагает практиковать критическую теорию как позитивную возможность собственного мышления, а не как воспроизведение чужих мыслей или пересказ чужих слов.
Фундаментальной характеристикой критической теории является критическая саморефлексия, характеризующая западный мир Нового и Новейшего времени, общества, переживающего модернизацию.
Появление критической теории связано с обнаружением «теневой» стороны общественного прогресса.
Поэтому ее целью первоначально являлось обнаружение социальной несправедливости, изъянов модернизации, их критика.
Критическая теория исторически видоизменялась и ее конкретное воплощение всегда находилось в определенном соотношении с теми или иными социокультурными реалиями.
В настоящее время глубокие трансформации в характере философского дискурса, а также в устройстве социального мира, в способе его теоретического понимания обусловили изменения в критической теории, перешедшей от классических к современным формам.
142 1 См.: Фуре В.Н.
Контуры современной критической теории.
Минск, 2002.-С.
4-20.


[стр.,143]

143 Суть перемен в философии заключается в преодолении восходящей к Декарту модели сознания как специфического типа генерирования философского знания и самообоснования философии, что повлекло за собой кризис типа рациональности, основанного на данной модели.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философского дискурса.
Во-первых, отказ от автономного и прозрачного для самого себя субъекта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует» мир, а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
Во-вторых, знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.
В-третьих, традиционное разграничение философии и поэзии, философии и риторики уступает место их взаимопроникновению и взаимовлиянию.
Кризис новоевропейского типа философской рациональности поставил вопрос о дальнейшей судьбе философии: одни провозглашают наступление «постфилософской» культуры и превращение философствования в разновидность литературной практики(Р.
Рорти), другие отстаивают тезис о жизнеспособности философии как академического занятия, третьи предлагают новые модели философской рациональности(Апель, Ю.
Хабермас).
Значительные изменения, отмеченные многими исследователями, имеют место в способе организации социальных практик.
В.
Фуре характеризует социокультурные перемены как конец «организованного модерна» в различных областях (экономике, политике, интеллектуальной сфере) и переход к «декомпозиции идеи общества», связанный с изменением взглядов на природу общества.
Представления об обществе как о социальном макросубъекте уступают
место коммуникативной модели общества, основанной на образе общества «сети».
Данные перемены оказали влияние на изменения внутри самой критической теории, а также обусловили появление многообразных форм социаль

[Back]