Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 120]

120 место коммуникативной модели общества, основанной на образе общества «сети».
Данные перемены оказали влияние на изменения внутри самой критической теории, а также обусловили появление многообразных форм социального
критицизма.
Панорама современной критической теории широка: она представлена культурным критицизмом, феминистской теорией, экокритицизмом и др.
Для всех этих вариантов отсутствует «общий знаменатель», и не имеет смысла его искать.
Анализируя те трансформации, которым подверглись основные положения критической теории, В.
Фуре предлагает один из возможных путей дальнейшего развития философии.
Исследователь и интерпретатор философского творчества
Ю.
Хабермаса, В.
Фуре занимает позицию, близкую немецкому философу.
Ю.
Хабермас считает современную, несколько неопределенную, но плюралистически открытую ситуацию в философии весьма продуктивной.1 Однако, по его мнению, альтернатива великим философским системам не должна исчерпываться обращением к литературным формам изображения, фрагментарному стилю мышления, иными словами, эстетизацией теории.
Он предлагает иную альтернативу такое разделение функций между философией и науками, которое ориентировано на решение проблем с точки зрения эмпирического исследования самих основ познания, языка и деятельности.
«После того как она (философия) отказалась от своих притязаний быть наукой наук или энциклопедическим знанием, философия не может утвердить свой статус в системе научного знания ни путем уподобления какой-то частной науке как образцу, ни через эксклюзивное дистанцирование от науки как таковой.
Она должна принять
фаллибилистское самосознание и процедурную рациональность опытных наук; она не вправе претендовать ни на привилегированный доступ к истине, ни на собственный метод, собственную предметную область, ни даже на собственный стиль интуиции.
Только тогда она сможет
1 Хабермас Ю.
Философ диагност своего времени// Вопросы философии.
1989.
№ 9.
С.
80*84.
[стр. 143]

143 Суть перемен в философии заключается в преодолении восходящей к Декарту модели сознания как специфического типа генерирования философского знания и самообоснования философии, что повлекло за собой кризис типа рациональности, основанного на данной модели.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философского дискурса.
Во-первых, отказ от автономного и прозрачного для самого себя субъекта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует» мир, а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
Во-вторых, знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.
В-третьих, традиционное разграничение философии и поэзии, философии и риторики уступает место их взаимопроникновению и взаимовлиянию.
Кризис новоевропейского типа философской рациональности поставил вопрос о дальнейшей судьбе философии: одни провозглашают наступление «постфилософской» культуры и превращение философствования в разновидность литературной практики(Р.
Рорти), другие отстаивают тезис о жизнеспособности философии как академического занятия, третьи предлагают новые модели философской рациональности(Апель, Ю.
Хабермас).
Значительные изменения, отмеченные многими исследователями, имеют место в способе организации социальных практик.
В.
Фуре характеризует социокультурные перемены как конец «организованного модерна» в различных областях (экономике, политике, интеллектуальной сфере) и переход к «декомпозиции идеи общества», связанный с изменением взглядов на природу общества.
Представления об обществе как о социальном макросубъекте уступают место коммуникативной модели общества, основанной на образе общества «сети».
Данные перемены оказали влияние на изменения внутри самой критической теории, а также обусловили появление многообразных форм социаль


[стр.,144]

ного критицизма.
Панорама современной критической теории широка: она представлена культурным критицизмом, феминистской теорией, экокритицизмом и др.
Для всех этих вариантов отсутствует «общий знаменатель», и не имеет смысла его искать.
Анализируя те трансформации, которым подверглись основные положения критической теории, В.
Фуре предлагает один из возможных путей дальнейшего развития философии.
Исследователь и интерпретатор философского творчества
10.
Хабермаса, В.
Фуре занимает позицию, близкую немецкому философу.
Ю.
Хабермас считает современную, несколько неопределенную, но плюралистически открытую ситуацию в философии весьма продуктивной.1 Однако, по его мнению, альтернатива великим философским системам не должна исчерпываться обращением к литературным формам изображения, фрагментарному стилю мышления, иными словами, эстетизацией теории.
Он предлагает иную альтернативу такое разделение функций между философией и науками, которое ориентировано на решение проблем с точки зрения эмпирического исследования самих основ познания, языка и деятельности.
«После того, как она (философия) отказалась от своих притязаний быть наукой наук или энциклопедическим знанием, философия не может утвердить свой статус в системе научного знания ни путем уподобления какой-то частной науке как образцу, ни через эксклюзивное дистанцирование от науки как таковой.
Она должна принять
фаллибилисгское самосознание и процедурную рациональность опытных наук; она не вправе претендовать ни на привилегированный доступ к истине, ни на собственный метод, собственную предметную область, ни даже на собственный стиль интуиции.
Только тогда она сможет
проявить в не-эксклюзивном разделении труда свои главные достоинства упрямо сохраняемую универсалистскую постановку вопроса и метод рациональной реконструкции, который исходит из интуитивного, до1 Хабермас Ю.
Философ диагност своего времени// Вопросы философии.
1989.
-№ 9.
С.
80-84.

144

[Back]