Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 121]

121 проявить в не-эксклюзивном разделении труда свои главные достоинства упрямо сохраняемую универсалистскую постановку вопроса и метод рациональной реконструкции, который исходит из интуитивного, до-теоретического знания компетентных субъектов действия, речи и рассуждения».1 Одной из особенностей современной культуры является «онаучивание» жизненного мира человека.
Наука, освободившись от философской традиции, должна была устраниться от решения жизненных проблем, но став самостоятельной, она влияет на жизнь в неизмеримо большем масштабе, чем прежде.
По сути наука внедряется в ту сферу человеческой деятельности, которая находилась всегда в ведомстве гуманитарной культуры, которая в настоящее время
утрачивающей прежнюю роль в формировании человека.
В свое время конфронтация науки и гуманитарного знания была разрешена путем определения для каждого своей предметной области исследования и методологии.
Считалось, что наука не занимается жизненными проблемами, так как ее средствами они не решаются.
Этические, ценностные суждения основываются не на фактах, а на идеалах, нормах и других высших ценностях, которые, не будучи чем-то реальным, наблюдаемым, отрицают существующее, фактичное как несовершенное и требующее улучшения.
Наука, опираясь на фактическое, не может оценить должное, и наоборот, гуманитарное знание, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не может руководствоваться эмпирической истиной.
Однако прежняя демаркация науки и гуманитарного знания, как показала история, является шаткой и нарушаемой.
Техника и наука все активнее внедряются в сферу, в которой привилегированно живет и действует человек на основе духовных ценностей, целей и мотивов.
Выходы из создавшейся ситуации творческая интеллигенция и ученые предлагают разные.
Гуманитарии видят выход в гуманитаризации научного знания, призванной наполнить его абстрактные схемы кровью и плотью человеческих переживаний.
Ученые же
все1 Цит.
по: Фуре В.Н.
Философия незавершенного модерна Ю.
Хабермаса.
М., 2000.
С.45.
[стр. 144]

ного критицизма.
Панорама современной критической теории широка: она представлена культурным критицизмом, феминистской теорией, экокритицизмом и др.
Для всех этих вариантов отсутствует «общий знаменатель», и не имеет смысла его искать.
Анализируя те трансформации, которым подверглись основные положения критической теории, В.
Фуре предлагает один из возможных путей дальнейшего развития философии.
Исследователь и интерпретатор философского творчества 10.
Хабермаса, В.
Фуре занимает позицию, близкую немецкому философу.
Ю.
Хабермас считает современную, несколько неопределенную, но плюралистически открытую ситуацию в философии весьма продуктивной.1 Однако, по его мнению, альтернатива великим философским системам не должна исчерпываться обращением к литературным формам изображения, фрагментарному стилю мышления, иными словами, эстетизацией теории.
Он предлагает иную альтернативу такое разделение функций между философией и науками, которое ориентировано на решение проблем с точки зрения эмпирического исследования самих основ познания, языка и деятельности.
«После того, как она (философия) отказалась от своих притязаний быть наукой наук или энциклопедическим знанием, философия не может утвердить свой статус в системе научного знания ни путем уподобления какой-то частной науке как образцу, ни через эксклюзивное дистанцирование от науки как таковой.
Она должна принять фаллибилисгское самосознание и процедурную рациональность опытных наук; она не вправе претендовать ни на привилегированный доступ к истине, ни на собственный метод, собственную предметную область, ни даже на собственный стиль интуиции.
Только тогда она сможет проявить в не-эксклюзивном разделении труда свои главные достоинства упрямо сохраняемую универсалистскую постановку вопроса и метод рациональной реконструкции, который исходит из интуитивного, до1 Хабермас Ю.
Философ диагност своего времени// Вопросы философии.
1989.
-№ 9.
С.
80-84.
144

[стр.,145]

теоретического знания компетентных субъектов действия, речи и рассуждения».1 Одной из особенностей современной культуры является «онаучивание» жизненного мира человека.
Наука, освободившись от философской традиции, должна была устраниться от решения жизненных проблем, но став самостоятельной, она влияет на жизнь в неизмеримо большем масштабе, чем прежде.
По сути наука внедряется в ту сферу человеческой деятельности, которая находилась всегда в ведомстве гуманитарной культуры, которая в настоящее время
утрачивает прежнюю роль в формировании человека.
В свое время конфронтация науки и гуманитарного знания была разрешена путем определения для каждого своей предметной области исследования и методологии.
Считалось, что наука не занимается жизненными проблемами, так как ее средствами они не решаются.
Этические, ценностные суждения основываются не на фактах, а на идеалах, нормах и других высших ценностях, которые, не будучи чем-то реальным, наблюдаемым, отрицают существующее, фактичное как несовершенное и требующее улучшения.
Наука, опираясь на фактическое, не может оценить должное, и наоборот, гуманитарное знание, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не может руководствоваться эмпирической истиной.
Однако прежняя демаркация науки и гуманитарного знания, как показала история, является шаткой и нарушаемой.
Техника и наука все активнее внедряются в сферу, в которой привилегированно живет и действует человек на основе духовных ценностей, целей и мотивов.
Выходы из создавшейся ситуации творческая интеллигенция и ученые предлагают разные.
Гуманитарии видят выход в гуманитаризации научного знания, призванной наполнить его абстрактные схемы кровью и плотью человеческих переживаний.
Ученые же
всегда боролись за объективность научного знания, стремились оградить по1 Цит.
по: Фуре В.Н.
Философия незавершенного модерна Ю.
Хабермаса.
М., 2000.
С.45.

145

[Back]