127 или ученее, а тем, что в повседневной жизни систематически осуществляет то, что другие проделывают эпизодически. Философия систематический опыт свободы. Это указывает на то, что она не сводится только к академической форме своего существования, но и включает «непрофессиональную» философию, которая существовала всегда, но сейчас ее отличают не тоскливые размышлени о смысле жизни, а неприятие любого патернализма. Опыт свободы, осуществляемый современной критической теорией, понимается не в смысле освобождения, достигнутого в результате социально-классовой борьбы или национально-освободительного движения. Эго особый опыт, который проделывают индивиды относительно себя. Критическая теория это прежде всего осознанная этическая позиция, последовательно проводимая в жизненных практиках индивида, в том числе и в его теоретической практике. Теоретическая практика заключается в производстве утопий, в нормативном свете которых становится возможным осмысленное критическое восприятие социокультурного мира. Реальная практическая действенность критической теории состоит в радикальной постановке вопроса о легитимных стилях практик во всех областях. Утопистская перспектива восприятия лишает законной силы и дестабилизирует конформистские представления о нормальном, необходимом и естественном. Действительное значение критической теории состоит не в том, что она направляет людей на достижение какой-либо разумной цели, а в том, что при помощи утопии, проблематизирующей квази-естественное состояние дел и вскрывающей недостатки социального мира, она указывает область неопределенного, бросающего вызов креативности человека. На наш взгляд, Р. Рорти1 в своем творчестве воплощает основные принципы и философские установки критической теории. Считая поиск оснований, сущностей вещей бессмысленным и непродуктивным, а обнаружение нейтрального языка, с помощью которого люди бы получили доступ к вечной истине, невозможным, он пытается представить все возможные последствия та1 Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.-282 с. |
вляет то, что другие проделывают эпизодически. Философия систематический опыт свободы. Это указывает на то, что она не сводится только к академической форме своего существования, но и включает «непрофессиональную» философию, которая существовала всегда, но сейчас ее отличают не тоскливые размышления о смысле жизни, а неприятие любого патернализма. Опыт свободы, осуществляемый современной критической теорией, понимается не в смысле освобождения, достигнутого в результате социальноклассовой борьбы или национально-освободительного движения. Это особый опыт, который проделывают индивиды относительно себя. Критическая теория эго прежде всего осознанная этическая позиция, последовательно проводимая в жизненных практиках индивида, в том числе и в его теоретической практике. Теоретическая практика заключается в производстве утопий, в нормативном свете которых становится возможным осмысленное критическое восприятие социокультурного мира. Реальная практическая действенность критической теории состоит в радикальной постановке вопроса о легитимных стилях практик во всех областях. Утопистская перспектива восприятия лишает законной силы и дестабилизирует конформистские представления о нормальном, необходимом и естественном. Действительное значение критической теории состоит не в том, что она направляет людей на достижение какой-либо разумной цели, а в том, что при помощи утопии, проблематизирующей квази-есгественное состояние дел и вскрывающей недостатки социального мира, она указывает область неопределенного, бросающего вызов креативности человека. На наш взгляд, Р. Рорти1 в своем творчестве воплощает основные принципы и философские установки критической теории. Считая поиск оснований, сущностей вещей бессмысленным и непродуктивным, а обнаружение нейтрального языка, с помощью которого люди бы получили доступ к 1 См.: Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С.1029, с. 30-38, с. 49-54. 151 |