Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 15]

15 непосредственных межчеловеческих и межгрупповых контактах.
К этому типу наиболее подходят восточные культуры.
Открытое общество культивирует либеральные ценности.
Среди них К.
Поппер называет ценности индивидуальной свободы и существование определенных государственно-правовых институтов, которые гарантируют эти ценности и защищают их.
К.
Поппер считает, что открытое общество, как он его понимает, никогда и нигде не было воплощено.
Вместе с тем он полагает: современное западное общество наиболее близко подошло к практической реализации идеалов открытого общества.
Необходимой чертой открытого общества является не столько наличие либеральных свобод, сколько сознательно культивируемый дух рационального критицизма, свободного обсуждения принимаемых решений и способов их обоснования.
О существовании подлинно открытого общества можно говорить в том случае, если люди не просто свободно высказывают
свои мнения, а обсуждают их, руководствуясь при этом нормами рациональной критики, если они ставят своей целью в результате дискуссии понимание реальной ситуации, достижение оптимальных форм компромисса, учитывающих их подлинные интересы.
К.
Поппер отвергает представления об универсальном разуме, способном достичь истины, опираясь только на себя, используя собственные возможности, стоит ему только очиститься от предрассудков, традиций и идеологических влияний.
Но также он указывает на односторонность взглядов традиционалистов, считающих, что можно приобщиться к истине, лишь опираясь на определенные традиции, передающиеся от поколения к поколению.
Главным условием прогресса в познании и в решении социальных проблем
является наличие в культуре особой традиции рационального обсуждения всех существующих традиций, осознания их предпосылок и возможностей, выявления их положительных и отрицательных сторон в той или иной конкретной ситуации, модификации в результате критической дискуссии.
Отсутствие традиции ра
[стр. 43]

следователи.
Так, К.
Поппер,1 разделив все общества на закрытые и открытые, отождествил закрытое общество с традиционным, так как оно основывается на существовании жестких предписаний, не обсуждаемой системе ценностей, на непосредственных межчеловеческих и межгрупповых контактах.
К этому типу наиболее подходят восточные культуры.
Открытое общество культивирует либеральные ценности.
Среди них К.
Поппер называет' ценности индивидуальной свободы и существование определенных государственно-правовых институтов, которые гарантируют эти ценности и защищают их.
К.
Поппер считает, что открытое общество, как он его понимает, никогда и нигде не было воплощено.
Вместе с тем он полагает, современное западное общество наиболее близко подошло к практической реализации идеалов открытого общества.
Необходимой чертой открытого общества является не столько наличие либеральных свобод, сколько сознательно культивируемый дух рационального критицизма, свободного обсуждения принимаемых решений и способов их обоснования.
О существовании подлинно открытого общества можно говорить в том случае, если люди не просто свободно высказывают
свое мнение, а обсуждают их, руководствуясь при этом нормами рациональной критики, если они ставят своей целью в результате дискуссии понимание реальной ситуации, достижение оптимальных форм компромисса, учитывающих их подлинные интересы.
К.
Поппер отвергает представления об универсальном разуме, способном достичь истины, опираясь только на себя, используя собственные возможности, стоит ему только очиститься от предрассудков, традиций и идеологических влияний.
Но также он указывает на односторонность взглядов традиционалистов, считающих, что можно приобщиться к истине, лишь опираясь на определенные традиции, передающиеся от поколения к поколению.
Главным условием прогресса в познании и в решении социальных проблем
1 См.: Поппер К.
Открытое общество и его враги.
Т.
1.
М., 1992.
С.
23-47.
43

[стр.,44]

является наличие в культуре особой традиции рационального обсуждения всех существующих традиций, осознания их предпосылок и возможностей, выявление их положительных и отрицательных сторон в той или иной конкретной ситуации, модификации в результате критической дискуссии.
Отсутствие традиции рационального
критицизма в обществе может привести к самым нежелательным последствиям.
Так, например, произошло в России, где революция совершалась во имя гуманных целей, а на деле все закончилось трагически.
Причиной этому служит, как рассуждает К.
Поппер, недостаток умения рациональной критики идей, возникающих в обществе.
М.
Вебер1 производит классификацию обществ на различные виды в соответствии с типом социального действия, преобладающего в обществе.
Он выделяет четыре вида действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное.
Соответственно в традиционном обществе, к которому относятся культуры Востока, ведущими являются аффективное и традиционное действия, а в индустриальном целерациональное и ценностно-рациональное.
Традиционное общество основано на вере в священность и законность издревле установленных порядков.
Важным признаком индустриального европейского общества, по М.
Веберу, является господство формально-рационального начала.
Неслучайно М.
Вебер располагает их в порядке возрастающей рациональности.
Он убежден, что рационализация социального действия есть тенденция самого исторического процесса.
И хотя этот процесс протекает не без помех и отклонений, европейская история, а также вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс.
История развития западной цивилизации показала, что путь Европы это движение по пути все возрастающей рационализации общества.
Посте1 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990.
С.
5-41.

[Back]