Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 16]

16 ционального критицизма в обществе может привести к самым нежелательным последствиям.
Так, например, произошло в России, где революция совершалась во имя гуманных целей, а на деле все закончилось трагически.
Причиной этому служит, как рассуждает К.
Поппер, недостаток умения рациональной критики идей, возникающих в обществе.
М.
Вебер производит классификацию обществ на различные виды в соответствии с типом социального действия, преобладающего в обществе.

1 Он выделяет четыре вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
Соответственно в традиционном обществе, к которому относятся культуры Востока, ведущими являются аффективное и традиционное действия, а в индустриальном целерациональное и ценностнорациональное.
Традиционное общество основано на вере в священность и законность издревле установленных порядков.
Важным признаком индустриального европейского общества, по М.
Веберу, является господство формальнорационального начала.
Неслучайно М.
Вебер располагает их в порядке возрастающей рациональности.
Он убежден, что рационализация социального действия есть тенденция самого исторического процесса.
И хотя этот процесс протекает не без помех и отклонений, европейская история, а также вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс.
История развития западной цивилизации показала, что путь Европы это движение по пути все возрастающей рационализации общества.

Постепенно рационализируются все сферы социальной жизни экономика, политика, наука, культура; рационализируется образ мышления людей так же, как и способ их чувствования и образ жизни в целом.
Признаком рационализации служит возрастание социальной роли науки, проникающей в производство, в быт, в
1 Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990.
[стр. 44]

является наличие в культуре особой традиции рационального обсуждения всех существующих традиций, осознания их предпосылок и возможностей, выявление их положительных и отрицательных сторон в той или иной конкретной ситуации, модификации в результате критической дискуссии.
Отсутствие традиции рационального критицизма в обществе может привести к самым нежелательным последствиям.
Так, например, произошло в России, где революция совершалась во имя гуманных целей, а на деле все закончилось трагически.
Причиной этому служит, как рассуждает К.
Поппер, недостаток умения рациональной критики идей, возникающих в обществе.
М.
Вебер1 производит классификацию обществ на различные виды в соответствии с типом социального действия, преобладающего в обществе.

Он выделяет четыре вида действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное.
Соответственно в традиционном обществе, к которому относятся культуры Востока, ведущими являются аффективное и традиционное действия, а в индустриальном целерациональное и ценностно-рациональное.
Традиционное общество основано на вере в священность и законность издревле установленных порядков.
Важным признаком индустриального европейского общества, по М.
Веберу, является господство формально-рационального начала.
Неслучайно М.
Вебер располагает их в порядке возрастающей рациональности.
Он убежден, что рационализация социального действия есть тенденция самого исторического процесса.
И хотя этот процесс протекает не без помех и отклонений, европейская история, а также вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс.
История развития западной цивилизации показала, что путь Европы это движение по пути все возрастающей рационализации общества.

Посте1 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990.
С.
5-41.


[стр.,45]

пенно рационализируются все сферы социальной жизни экономика, политика, наука, культура; рационализируется образ мышления людей, также как и способ их чувствования и образ жизни в целом.
Признаком рационализации служит возрастание социальной роли науки, проникающей в производство, в быт, в
управление.
М.
Вебер приходит к выводу, что рационализация это судьба Европы, которой невозможно избежать.
Рационализация есть результат соединения целого ряда исторических факторов, предопределивших направление развития Европы.
Автор указывает на несколько феноменов (античная наука, со временем приобретшая характер новой экспериментальной науки, связанной с техникой; римское право; рациональный способ ведения хозяйства), возникших в определенном месте в определенное время и несших в себе рациональное начало, которые обусловили появление специфической западной цивилизации.
В результате в Европе возник новый, прежде никогда не существовавший и поэтому не имеющий аналогов в истории тип общества, который был назван индустриальным.
Авторы вышеперечисленных концепций единогласно заявляют, что в своей основе европейская цивилизация содержит ориентацию на разум.
Более того, «Логос», рацио, разум служат непосредственной причиной возникновения западной культуры.
Принцип рационального познания обусловил дальнейшее развитие Европы, появление европейской науки, направленной на получение достоверных, объективных знаний о действительности.
Возникновение рационального сознания представляет собой качественный скачок, революционное событие в истории культуры.
Суть этого процесса состоит в проблематизации основ мироориентации и миропонимания, в развитии критического отношения к традиционным формам сознания, в стремлении к выработке альтернативных форм постижения мира в подлинности его существования посредством свободного мышления.
Рациональность формируется как специфический тип ориентации в мире, связанный с определенными способами работы с его познавательными моделями.
И этот

[Back]