Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 18]

18 Исторически первой формой общественного сознания, положившей гайо в основание собственного «здания», была философия.
Вопрос об истоках рациональности в известной мере вопрос об истоках самой философии.
Мифология и первобытное искусство не нуждались в строгой доказательности, в критическом разуме подлинных критериях истинной рациональности.
Философия это часть культуры, причем вполне конкретной западной, начало которой было положено древними греками.
«Действительно, пишут Д.
Реале и Д.
Антисери, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других народов Востока, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (верования, религиозные культы, ремесла, политические институты, военные организации), то, касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего».1 Факт культурной обусловленности для философии является определяющим в процессе создания ею картины мира: она смотрит на мир как бы глазами своей культуры, через ее призму.
Мир для нее это мир ее культуры, таким образом, философское знание предельно контекстуально, имеет смысл в границах определенной культуры.
По мнению большинства западных мыслителей, философия является стержнем специфичной для Запада культуры, а через нее и свойственных ему
черт социально-политического бытия.
Философия это ядро европейской культуры.
Обращаясь к теме о европейской духовности, можно утверждать, что зарождение культуры в Европе происходит под знаком философских идей.

X.
Ортега-и-Гассет утверждал, что, когда Сократ на афинской площади стал выступать с поучениями от имени философского разума, «в тот день и родилась Европа.
До этого существование на нашем континенте не
отличалось от существования в Азии и Египте».
Выражая доминирующее среди западных мыслителей представление об основополагающем значении для истории человечества развития философской мысли, Ортега-и-Гассет считал, что провозглашенное
1 Реале Д., Антисери Д.
Западная философия от истоков и до наших дней.
СПб., 1994.
[стр. 46]

способ работы реализуется прежде всего в античной философии в социокультурном контексте, порождаемом полисной демократией.
Исторически первой формой общественного сознания, положившей
га110 в основание собственного «здания», была философия.
Вопрос об истоках рациональности в известной мере вопрос об истоках самой философии.
Мифология и первобытное искусство не нуждались в строгой доказательности, в критическом разуме подлинных критериях истинной рациональности.
Философия это часть культуры, причем вполне конкретной западной, начало которой было положено древними греками.
«Действительно, пишут Д.
Реале и Д.
Антисери, если остальным компонентам греческой культуры можно найти аналоги у других народов Востока, достигших высокого уровня цивилизации раньше греков (верования, религиозные культы, ремесла, политические институты, военные организации), то, касаясь философии, мы не находим ничего подобного или даже просто похожего».1 Факт культурной обусловленности для философии является определяющим в процессе создания ею картины мира: она смотрит на мир как бы глазами своей культуры, через ее призму.
Мир для нее это мир ее культуры, таким образом, философское знание предельно контекстуально, имеет смысл в границах определенной культуры.
По мнению большинства западных мыслителей, философия является стержнем специфичной для Запада культуры, а через нее и свойственных ему
черг социально-политического бытия.
Философия это ядро европейской культуры.
Обращаясь к теме о европейской духовности, можно утверждать, что зарождение культуры в Европе происходит под знаком философских идей.

Х.Ортега-и-Гассет утверждал, что, когда Сократ на афинской площади стал выступать с поучениями от имени философского разума, «в тот день и родилась Европа.
До этого существование на нашем континенте не
отлича1 См.: Реале Д., Ангисери Д.
Западная философия от истоков и до наших дней.
СПб, 1994.С.

38.


[стр.,47]

♦ ч л лось от существования в Азии и Египте».
Выражая доминирующее среди западных мыслителей представление об основополагающем значении для истории человечества развития философской мысли, Ортега-и-Гассет считал, что провозглашенное
Сократом придание философскому разуму главенствующей роли в жизни людей «является тайным ключом к европейской истории, без которого наше прошлое и настоящее остаются непонятными иероглифами».1 Начиная с греков, философия стала для европейского человека главным органом его самосознания, только ему присущего взгляда на мир и на самого себя.
Европейская культура по своим истокам культура философская, в которой философия играет центральную роль.
Рождение европейского мира происходит под знаком идей разума, то есть из духа философии.
Именно европейским народам свойственно идентифицировать себя не только по вере, но и по идее, то есть посредством не столько мифологического и религиозного, сколько философского сознания, в котором эта идея и вырабатывается.
Философия определяет духовный мир Европы.
Под духовностью, или «духовным обликом Европы», Э.
Гуссерль понимает «явленность философской идеи, которая имманентна истории Европы».
По мнению немецкого феноменолога, западная культура рождена как прорыв в мифологическом сознании, совершенный в Древней Греции.
Именно там возникло новое восприятие и самовосприятие внешней действительности, «новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру.
Как следствие возникает совершенно новый тип духовной структуры, быстро развивающийся в системно замкнутую культурную форму; греки назвали ее философией».1 2 В своем первоначальном значении это слово означает не что иное, как универсальную науку, науку о мпре в целом, о всеединстве всего сущего.
Возникновение 1 Ортега-и-Гассет X.
Что такое философия? М., 1991.
С.
26.
2 Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия/ Культурология.
XX век: Антология М., 1995.
С.
303.
47

[Back]