Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 19]

19 Сократом придание философскому разуму главенствующей роли в жизни людей «является тайным ключом к европейской истории, без которого наше прошлое и настоящее остаются непонятными иероглифами».1 Начиная с греков, философия стала для европейского человека главным органом его самосознания, только ему присущего взгляда на мир и на самого себя.
Европейская культура по своим истокам культура философская, в которой философия играет центральную роль.
Рождение европейского мира происходит под знаком идей разума, то есть из духа философии.
Именно европейским народам свойственно идентифицировать себя не только по вере, но и по идее, то есть посредством не столько мифологического и религиозного, сколько философского сознания, в котором эта идея и вырабатывается.
Философия определяет духовный мир Европы.
Под духовностью, или «духовным обликом Европы», Э.
Гуссерль понимает
«явлениость философской идеи, которая имманентна истории Европы».
По мнению немецкого феноменолога, западная культура рождена как прорыв в мифологическом сознании, совершенный в Древней Греции.
Именно там возникло новое восприятие и самовосприятие внешней действительности, «новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру.
Как следствие возникает совершенно новый тип духовной структуры, быстро развивающийся в системно замкнутую культурную форму; греки назвали ее
философией».2 В своем первоначальном значении это слово означает не что иное, как универсальную науку, науку о мире в целом, о всеединстве всего сущего.
Возникновение
философии в данном значении проявляется как изначальный феномен духовной Европы.
Философия это культурное образование, культурная идея, заключающая в себе бесконечные задачи культурного развития.
Идеи разума, зародившись в умах отдельных личностей, изменяют их духовное бытие, которое с этого момента вступает в процесс непрерывного обновления; формируют
осо1 Ортега-и-Гассет X.
Что такое философия? М., 1991.
С.
26.
2 Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия/ Культурология.
XX век: Антология М., 1995.
С.303.
[стр. 47]

♦ ч л лось от существования в Азии и Египте».
Выражая доминирующее среди западных мыслителей представление об основополагающем значении для истории человечества развития философской мысли, Ортега-и-Гассет считал, что провозглашенное Сократом придание философскому разуму главенствующей роли в жизни людей «является тайным ключом к европейской истории, без которого наше прошлое и настоящее остаются непонятными иероглифами».1 Начиная с греков, философия стала для европейского человека главным органом его самосознания, только ему присущего взгляда на мир и на самого себя.
Европейская культура по своим истокам культура философская, в которой философия играет центральную роль.
Рождение европейского мира происходит под знаком идей разума, то есть из духа философии.
Именно европейским народам свойственно идентифицировать себя не только по вере, но и по идее, то есть посредством не столько мифологического и религиозного, сколько философского сознания, в котором эта идея и вырабатывается.
Философия определяет духовный мир Европы.
Под духовностью, или «духовным обликом Европы», Э.
Гуссерль понимает
«явленность философской идеи, которая имманентна истории Европы».
По мнению немецкого феноменолога, западная культура рождена как прорыв в мифологическом сознании, совершенный в Древней Греции.
Именно там возникло новое восприятие и самовосприятие внешней действительности, «новый тип установки индивида по отношению к окружающему миру.
Как следствие возникает совершенно новый тип духовной структуры, быстро развивающийся в системно замкнутую культурную форму; греки назвали ее
философией».1 2 В своем первоначальном значении это слово означает не что иное, как универсальную науку, науку о мпре в целом, о всеединстве всего сущего.
Возникновение
1 Ортега-и-Гассет X.
Что такое философия? М., 1991.
С.
26.
2 Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия/ Культурология.
XX век: Антология М., 1995.
С.
303.

47

[стр.,48]

философии в данном значении проявляется как изначальный феномен духовной Европы.
Философия это культурное образование, культурная идея, заключающая в себе бесконечные задачи культурного развития.
Идеи разума, зародившись в умах отдельных личностей, изменяют их духовное бытие, которое с этого момента вступает в процесс непрерывного обновления; формируют
особый человеческий тип, живущий в конечном мире, но ориентированный в бесконечность.
Благодаря этому появляется новый тип социальной общности и новая форма общества, чья духовная жизнь также обращена на бесконечное развитие.
Идея философии представляет собой нечто всеобъемлющее, общее, наднациональное, что объединяет европейские государства и определяет духовный облик Европы, сообщает ей единонаправленность развития в стремлении к идеальному образу жизни.
Таким образом, «несколько греческих чудаков» смогли вызвать трансформацию человеческого существования и всей культурной жизни Европы в форме философии.
Идея философии обнаруживает единую европейскую культуру.
Философия, по мнению большинства западных мыслителей, является центральной идеей европейской культуры.
Движение философской мысли определяло развитие культуры и специфику каждой отдельной культурной эпохи.
В каждой отдельной большой культурной эпохе, имеющей свои типичные черты, можно уловить одну центральную идею, из которой проистекают все се духовные движения и которая как будто является их конечной целью.
Историческое развитие Европы представляет собой смену одних культурных форм другими.
Эволюция культурных форм становится возможной благодаря смене центральных идей, свойственных каждой культурной эпохе.
Таким образом, философские идеи являются источником развития европейской культуры, «идейным фокусом движений» эпохи.
Центральная идея играет роль «властителя дум» для каждой культурной эпохи.
«Для классического греческого мира это была идея бытия, единого субстанционального.

[Back]