Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 21]

21 ровоззрение вокруг понятия законов природы, а век Руссо сконструировал на этой основе «природу» как идеал, абсолютную ценность, мечту и требование жизни.
Вместе с тем в конце эпохи преобладающее значение получает центральное понятие личного душевного «Я»...Весь XIX век при разнообразии своих духовных движений не выдвинул такой всеобъемлющей, господствующей идеи.
Лишь на пороге XX столетия широкие слои интеллектуальной Европы стали объединяться на новом основном мотиве мировоззрения: понятие жизни выдвинулось на центральное место...».1 Философию часто обозначают как самосознание европейской культуры.
Именно философией и в философии осуществляется процесс осознания целостности культуры во взаимосвязи всех ее частей.
«Только в философии сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя становящееся: только в философии достигает оно конца своего пути, только в ней оно завершает свое
самоосуществление».2 Осмысление мира как такового, мира в целом, в единстве всех его сторон, выработка целостного воззрения на мир всегда составляли сердцевину, смысл существования философии в культуре.
Будучи самосознанием
общества, философия осуществляет исследование различных форм социальной жизни с позиций их значимости для отдельного человека, общества в целом, постигает сущность всей культуры.
Основная функция философии заключается не только в том, чтобы доставлять
обществу необходимую информацию о мире, но и рассказывать культуре о том, что она собой представляет в своем отношении к миру, то есть быть ее самосознанием.
Философия и рефлективное мышление стали плотью и
кровыо западного общества, подлинным самосознанием Европы.
На это указывает и та ответственность, которую возлагают западные мыслители на философию за духовный кризис, охвативший европейский мир.

Хайдеггер отмечал социальную 1 Зиммель Г.
Конфликт современной культуры/ Культуролог ия.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.

381-382 2 Кронер Р.
Самоосуществление духа/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.
257.
[стр. 49]

божественного, отнюдь не пантеистически бесформенного, но данного и воплощенного в пластические формы.
На ее место христианское средневековье поставило понятие божества, источника всей действительности, неограниченного властелина человеческого существования, однако требовавшего свободного повиновения себе и преданности.
С эпохи Возрождения это высшее место в интеллектуальной жизни стало занимать понятие природы...XVII столетие концентрировало мировоззрение вокруг понятия законов природы, а век Руссо сконструировал на этой основе «природу» как идеал, абсолютную ценность, мечту и требование жизни.
Вместе с тем в конце эпохи преобладающее значение получает центральное понятие личного душевного «Я»...Весь XIX век при разнообразии своих духовных движений не выдвинул такой всеобъемлющей, господствующей идеи.
Лишь на пороге XX столетия широкие слои интеллектуальной Европы стали объединяться на новом основном мотиве мировоззрения: понятие жизни выдвинулось на центральное место...».1 Философию часто обозначают как самосознание европейской культуры.
Именно философией и в философии осуществляется процесс осознания целостности культуры во взаимосвязи всех ее частей.
«Только в философии сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя становящееся: только в философии достигает оно конца своего пути, только в ней оно завершает свое
самоосуществление».1 2 Осмысление мира как такового, мира в целом, в единстве всех его сторон, выработка целостного воззрения на мир всегда составляли сердцевину, смысл существования философии в культуре.
Будучи самосознанием
культуры, философия осуществляет исследование культурных феноменов с позиций их значимости для отдельного человека, человечества в целом, постигает сущность всей культуры.
1 Зиммель Г.
Конфликт современной культуры/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.
381-382.
2 Кронер Р.
Самоосуществление духа/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.
257.


[стр.,50]

Основная функция философии заключается не только в том, чтобы доставлять культуре необходимую информацию о мире, но и рассказывать культуре о том, что она собой представляет в своем отношении к миру, то есть быть ее самосознанием.
Философия и рефлективное мышление стали плотью и
кровью западной культуры, подлинным самосознанием Европы.
На это указывает и та ответственность, которую возлагают западные мыслители на философию за духовный кризис, охвативший европейский мир.

Утверждение о кризисе Запада в целом и всех ветвей его культуры проходит красной нитью через всю философию XX века.
Г.
Зиммель усматривает суть конфликта современной культуры в отсутствии философской идеи, которая была бы центральной идеей культуры.
Он указывает, что особенность современной культуры в том, что «в течение последних десятилетий мы живем уже вне всякого объединения какой-либо идеей, даже более того, вне всякого господства идеи...
Если задать вопрос современному представителю образованных кругов, под господством какой идеи он собственно живет, едва ли бы нам пришлось услышать что-нибудь об идее культуры».1 Причину кризиса современной культуры философы однозначно связывают с потерей философией своей подлинной цели, с утратой истинного смысла.
Э.
Кассирер, как и А.
Швейцер, видит причину упадка и кризиса культуры в утрате философской связи с жизнью и пишет: «Швейцер видит в нашей культуре серьезные духовные и этические пробелы, упрекает современную философию за то, что она не разглядела этих пробелов достаточно рано и нс предупредила нас».1 2 Потеря истинных критериев связи философии с жизнью произошла, по мнению философа, в результате того, что все были заняты построением умозрительных философских концепций и их трудно1 Зиммель Г.
Конфликт современной культуры/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.

391.
2 Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.
113.

[Back]