Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 22]

22 значимость философии следующим образом.
«Во время своего исторического развития народы задают себе всегда очень много вопросов.
Но только один вопрос: «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, ничто?» предрешил судьбу западного мира, и именно начиная с ответов, которые давали досократовские философы две с половиной тысячи лет назад»1 2.
Причину кризиса современной культуры философы однозначно связывают с потерей философией своей подлинной цели, с утратой истинного смысла.
Э.
Кассирер, как и А.
Швейцер, видит причину упадка и кризиса культуры в утрате философской связи с жизнью и пишет: «Швейцер видит в нашей культуре серьезные духовные и этические пробелы, упрекает современную философию за то, что она не разглядела этих пробелов достаточно рано и
не предул предила нас».
Потеря истинных критериев связи философии с жизнью произошла, по мнению философа, в результате того, что все были заняты построением умозрительных философских концепций и их
трудностями.
Но, как считает Э.
Кассирер, философия обладает идеалообразующей силой, и с ее помощью она снова будет оказывать воздействие на жизнь людей и на события внешнего мира.
Западные мыслители не только выявляли наличие всеохватывающего кризиса, но и стремились указать пути и средства выхода из него.
В деле преодоления кризисной ситуации главенствующая роль отводится именно философии.
«Философия является тем функционирующим мозгом, от нормальной работы которого зависят истинность и здравие европейской духовности.
Человечество высшей человечности, человеческого разума нуждается поэтому в истинной философии».
Только философия способна рациональными средствами найти выход из духовного кризиса и осуществить свою роль «встать самой на правильный путь и тем самым вывести на него подлинное
человечество».3 Философия породила европейскую культуру, и только она способна возродить ее 1 Хайдеггер М.
Разговор на проселочной дороге.М., 1991.
С.
147.
2 Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.

113.

3 Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре/ Культу рол
огня.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.318 319.
[стр. 50]

Основная функция философии заключается не только в том, чтобы доставлять культуре необходимую информацию о мире, но и рассказывать культуре о том, что она собой представляет в своем отношении к миру, то есть быть ее самосознанием.
Философия и рефлективное мышление стали плотью и кровью западной культуры, подлинным самосознанием Европы.
На это указывает и та ответственность, которую возлагают западные мыслители на философию за духовный кризис, охвативший европейский мир.
Утверждение о кризисе Запада в целом и всех ветвей его культуры проходит красной нитью через всю философию XX века.
Г.
Зиммель усматривает суть конфликта современной культуры в отсутствии философской идеи, которая была бы центральной идеей культуры.
Он указывает, что особенность современной культуры в том, что «в течение последних десятилетий мы живем уже вне всякого объединения какой-либо идеей, даже более того, вне всякого господства идеи...
Если задать вопрос современному представителю образованных кругов, под господством какой идеи он собственно живет, едва ли бы нам пришлось услышать что-нибудь об идее культуры».1 Причину кризиса современной культуры философы однозначно связывают с потерей философией своей подлинной цели, с утратой истинного смысла.
Э.
Кассирер, как и А.
Швейцер, видит причину упадка и кризиса культуры в утрате философской связи с жизнью и пишет: «Швейцер видит в нашей культуре серьезные духовные и этические пробелы, упрекает современную философию за то, что она не разглядела этих пробелов достаточно рано и
нс предупредила нас».1 2 Потеря истинных критериев связи философии с жизнью произошла, по мнению философа, в результате того, что все были заняты построением умозрительных философских концепций и их трудно1 Зиммель Г.
Конфликт современной культуры/ Культурология.
XX век: Антология.
М., 1995.
С.
391.
2 Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре/ Культурология.

XX век: Антология.
М., 1995.
С.
113.


[стр.,51]

стями.
Но, как считает Э.
Кассирер, философия обладает идеалообразующей силой, и с ее помощью она снова будет оказывать воздействие на жизнь людей и на события внешнего мира.
Западные мыслители не только выявляли наличие всеохватывающего кризиса, но и стремились указать пути и средства выхода из него.
В деле преодоления кризисной ситуации главенствующая роль отводится именно философии.
«Философия является тем функционирующим мозгом, от нормальной работы которого зависят истинность и здравие европейской духовности.
Человечество высшей человечности, человеческого разума, нуждается поэтому в истинной философии».
Только философия способна рациональными средствами найти выход из духовного кризиса и осуществить свою роль «встать самой на правильный путь и тем самым вывести на него подлинное
человечество».1 Философия породила европейскую культуру и только она способна возродить ее из духовного застоя.
Таким образом, в отношении европейской культуры философия выполняет культурообразующую функцию.
В своей основе любая культура имеет изначальный, первичный стержень, устойчивое ядро, содержащее традиции, ценности, идеи, установки, которые несмотря на смену исторических эпох сохраняются в неприкосновенности и в относительной неизменности.
Эти «нормативные установки» определяют образ исторического существования, являются «лицом» культуры, указывая на ее своеобразие и отличие от других культур.
Если для европейской культуры, по словам Э.
Гуссерля, такой нормой послужила теоретическая установка (то есть философская), то для Востока решающей в формировании культур была религиозно-мифологическая установка.
Восточные цивилизации, к которым относят страны Азии, Африки и Латинской Америки, характеризуются особым генотипом социального развития и стилем мышления.
Научное изучение истории культур, религий и ци1 Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре/ Культурология.

XX век: Антология.
М., 1995.
С.318-319.

[Back]