23 из духовного застоя. Таким образом, в отношении европейского общества философия выполняет критическую функцию. В своей основе любая культура имеет изначальный, первичный стержень, устойчивое ядро, содержащее традиции, ценности, идеи, установки, которые, несмотря на смену исторических эпох, сохраняются в неприкосновенности и в относительной неизменности. Эти «нормативные установки» определяют образ исторического существования, являются «лицом» культуры, указывая на ее своеобразие и отличие от других культур. Если для европейской культуры, по словам Э. Гуссерля, такой нормой послужила теоретическая установка (то есть философская), то для Востока решающей в формировании культур была религиозно-мифологическая установка. Восточные цивилизации, к которым относят страны Азии, Африки и Латинской Америки, характеризуются особым генотипом социального развития и стилем мышления. Научное изучение истории культур, религий и цивилизаций Востока на Западе имеет прочную традицию. На протяжении веков в европейской общественной мысли шло изучение достижений восточных культур, которые наряду с историей были сферой преимущественного внимания еще потому, что именно через постижение других культур Европа в немалой степени осознавала самое себя или же находила в них восполнение недостающих элементов: место романтического бегства мятежных душ и мистических восхождений на вершины духа. Западное востоковедение имело дело преимущественно с достижениями восточных цивилизаций в прошлом и несмотря на положительное отношение к достижениям восточных культур, их судьба в современном мире казалась предрешенной. В философской схеме, построенной на основе однозначной и однолинейной эволюции, восточные общества присутствуют лишь на правах «пройденного этапа», «переходного общества», «объекта воздействия» или «традиционного мира». Считалось, что наличие таких характеристик, как традиционализм, отсутствие доминирующего индивидуального начала, слияние индивида с об |
стями. Но, как считает Э. Кассирер, философия обладает идеалообразующей силой, и с ее помощью она снова будет оказывать воздействие на жизнь людей и на события внешнего мира. Западные мыслители не только выявляли наличие всеохватывающего кризиса, но и стремились указать пути и средства выхода из него. В деле преодоления кризисной ситуации главенствующая роль отводится именно философии. «Философия является тем функционирующим мозгом, от нормальной работы которого зависят истинность и здравие европейской духовности. Человечество высшей человечности, человеческого разума, нуждается поэтому в истинной философии». Только философия способна рациональными средствами найти выход из духовного кризиса и осуществить свою роль «встать самой на правильный путь и тем самым вывести на него подлинное человечество».1 Философия породила европейскую культуру и только она способна возродить ее из духовного застоя. Таким образом, в отношении европейской культуры философия выполняет культурообразующую функцию. В своей основе любая культура имеет изначальный, первичный стержень, устойчивое ядро, содержащее традиции, ценности, идеи, установки, которые несмотря на смену исторических эпох сохраняются в неприкосновенности и в относительной неизменности. Эти «нормативные установки» определяют образ исторического существования, являются «лицом» культуры, указывая на ее своеобразие и отличие от других культур. Если для европейской культуры, по словам Э. Гуссерля, такой нормой послужила теоретическая установка (то есть философская), то для Востока решающей в формировании культур была религиозно-мифологическая установка. Восточные цивилизации, к которым относят страны Азии, Африки и Латинской Америки, характеризуются особым генотипом социального развития и стилем мышления. Научное изучение истории культур, религий и ци1 Кассирер Э. Лекции по философии и культуре/ Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С.318-319. вилизаций Востока на Западе имеет прочную традицию. На протяжении веков в европейской общественной мысли шло изучение достижений восточных культур, которые наряду с историей были сферой преимущественного внимания еще потому, что именно через постижение других культур Европа в немалой степени осознавала самое себя или же находила в них восполнение недостающих элементов: место романтического бегства мятежных душ и мистических восхождений на вершины духа. Западное востоковедение имело дело преимущественно с достижениями восточных цивилизаций в прошлом и несмотря на положительное отношение к достижениям восточных культур, их судьба в современном мире казалась предрешенной. В философской схеме, построенной на основе однозначной и однолинейной эволюции, восточные общества присутствуют лишь на правах «пройденного этапа», «переходного общества», «объекта воздействия» или «традиционного мира». Считалось, что наличие таких характеристик, как традиционализм, отсутствие доминирующего индивидуального начала, слияние индивида с общественным целым, замкнутость и локальность должны были сделать Восток «пройденным этапом» в истории человеческой культуры. Подобные концепции получили фундаментальное развитие в философии Г.В.Ф. Гегеля, который считал, что духовные достижения Востока пройденный этап в развитии мирового духа. Как известно, Г.В.Ф. Гегель «высокомерно» отлучал Тропическую Африку от всемирного цивилизационного процесса, объявив, что «она не является исторической частью света; в ней не замечается движения и развития», а потому, «говоря об Африке, мы собственно имеем в виду то, что еще вполне находится на первобытной ступени развития и о чем здесь нужно было упомянуть, лишь говоря о пороге всемирной истории».1 Гегелевская концепция препятствовала позитивному исследованию восточных культур. Отрицательное отношение Г.В.Ф. Гегеля к 1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000. С. 143. |