Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 24]

24 щественным целым, замкнутость и локальность должны были сделать Восток «пройденным этапом» в истории человеческой культуры.
Подобные концепции получили фундаментальное развитие в философии Г.В.Ф.
Гегеля, который считал, что духовные достижения Востока пройденный этап в развитии мирового духа.
Как известно, Г.В.Ф.
Гегель «высокомерно» отлучал Тропическую Африку от всемирного цивилизационного процесса, объявив, что «она не является исторической частью света; в ней не замечается движения и развития», а потому, «говоря об Африке, мы собственно имеем в виду то, что еще вполне находится на первобытной ступени развития и о чем здесь нужно было упомянуть, лишь говоря о пороге всемирной истории».1 Гегелевская концепция препятствовала позитивному исследованию восточных культур.
Отрицательное отношение Г.В.Ф.
Гегеля к
азиатским типам философии оказывало влияние на философов (Э.
Гуссерля, М.
Хайдеггера), считавших, что вне Европы нет философии.
Мы не ставим себе целью отрицать существование философских идей на Востоке, зачатки которых были сформированы в древних восточных культурах и впоследствии восприняты греками.
Однако условия социокультурного и исторического развития восточных стран не способствовали дальнейшему развитию философии, а в большей мере поддерживали становление религиозномифологического мировоззрения.
Наша задача показать различие в механизмах образования разных культур, одним из которых является культуросозидающая роль философии на Западе и отсутствие такой роли философии на Востоке.
Восток знал величайших мудрецов и пророков, но это еще не философия в точном смысле слова.
Именно с греков возник культ рационализма как единственного средства миропонимания и культ знания как единственной цели философии.
Для многих стран Востока, в частности для Африки и Латинской Америки, в XX веке становится актуальной проблема поиска культурной
идентично1 Гегель Г.В.Ф.
Лекции но философии истории.
СПб., 2000.
С.
143.
[стр. 52]

вилизаций Востока на Западе имеет прочную традицию.
На протяжении веков в европейской общественной мысли шло изучение достижений восточных культур, которые наряду с историей были сферой преимущественного внимания еще потому, что именно через постижение других культур Европа в немалой степени осознавала самое себя или же находила в них восполнение недостающих элементов: место романтического бегства мятежных душ и мистических восхождений на вершины духа.
Западное востоковедение имело дело преимущественно с достижениями восточных цивилизаций в прошлом и несмотря на положительное отношение к достижениям восточных культур, их судьба в современном мире казалась предрешенной.
В философской схеме, построенной на основе однозначной и однолинейной эволюции, восточные общества присутствуют лишь на правах «пройденного этапа», «переходного общества», «объекта воздействия» или «традиционного мира».
Считалось, что наличие таких характеристик, как традиционализм, отсутствие доминирующего индивидуального начала, слияние индивида с общественным целым, замкнутость и локальность должны были сделать Восток «пройденным этапом» в истории человеческой культуры.
Подобные концепции получили фундаментальное развитие в философии Г.В.Ф.
Гегеля, который считал, что духовные достижения Востока пройденный этап в развитии мирового духа.
Как известно, Г.В.Ф.
Гегель «высокомерно» отлучал Тропическую Африку от всемирного цивилизационного процесса, объявив, что «она не является исторической частью света; в ней не замечается движения и развития», а потому, «говоря об Африке, мы собственно имеем в виду то, что еще вполне находится на первобытной ступени развития и о чем здесь нужно было упомянуть, лишь говоря о пороге всемирной истории».1 Гегелевская концепция препятствовала позитивному исследованию восточных культур.
Отрицательное отношение Г.В.Ф.
Гегеля к
1 Гегель Г.В.Ф.
Лекции по философии истории.
СПб., 2000.
С.
143.


[стр.,53]

азиатским типам философии оказывало влияние на философов (Э.
Гуссерля, М.
Хайдеггера), считавших, что вне Европы нет философии.
Мы не ставим себе целью отрицать существование философских идей на Востоке, зачатки которых были сформированы в древних восточных культурах и впоследствии восприняты греками.
Однако условия социокультурного и исторического развития восточных стран не способствовали дальнейшему развитию философии, а в большей мере поддерживали становление религиозно-мифологического мировоззрения.
Наша задача показать различие в механизмах образования разных культур, одним из которых является культуросозидающая роль философии на Западе и отсутствие такой роли философии на Востоке.
Восток знал величайших мудрецов и пророков, но это еще не философия в точном смысле слова.
Именно с греков возник культ рационализма как единственного средства миропонимания и культ знания как единственной цели философии.
Для многих стран Востока, в частности для Африки и Латинской Америки, в XX веке становится актуальной проблема поиска культурной
идентичности, которая нашла отражение в оригинальных концепциях культурной самобытности, направленных против вестернизации, модернизации, европейского культурного влияния.
После многовековой колониальной зависимости и насаждения элементов чуждой культуры в восточных обществах назрела острая необходимость культурного самопознания и самоидентичности, осознания собственной культурной оригинальности и самоценности, значимости родной культуры для собственного существования.
Идея самосознания представителями цивилизаций восточного типа своей культурной оригинальности была оформлена в своеобразные доктрины: в Африке негритюд Э.
Сезара и Л.
Сенгора, африканская этнофилософия П.
Темпельса и М.

[Back]