Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 25]

25 сти, которая нашла отражение в оригинальных концепциях культурной самобытности, направленных против вестернизации, модернизации, европейского культурного влияния.
После многовековой колониальной зависимости и насаждения элементов чуждой культуры в восточных обществах назрела острая необходимость культурного самопознания и самоидентичности, осознания собственной культурной оригинальности и самоценности, значимости родной культуры для собственного существования.
Идея самосознания представителями цивилизаций восточного типа своей культурной оригинальности была оформлена в своеобразные доктрины: в Африке негритюд Э.
Сезара и Л.
Сенгора, африканская этнофилософия П.
Темпельса и М.

Гриола, в Латинской Америке «философия освобождения» Л.
Сеа, Э.
Дуссель1.
Негритюд определяется его создателем как совокупность ценностей негро-африканской цивилизации: первичность интуиции, эмоции и ритма, чувства группы и диалога.
Эта совокупность ценностей нашла отражение в искусстве, образах жизни и мышлении.
Негритюд трактуется им как аффективное отношение к миру, незападное его видение, как квинтэссенция негритянской души.
Процесс обретения культурного самосознания идет через сопоставление и противопоставление «своей» и «чужой» культуры, восточной и западной культуры, получившее выражение в антитезе «чувства разум», «дух материя», утверждающей духовное превосходство Востока над Европой.
Концепции самобытности оформляются в противовес рациональному и индивидуалистическому Западу, из отталкивания от него и выделения некоего противостоящего ему общего духовного начала.
«В Африке сплачивающая дробь тамтама, импульсивные ритмы танца в освещенной костром саванне или
на специально расчищенной поляне в джунглях.
В Европе монотонноразмеренное тиканье часов, противопоставляющий людей друг другу шелест хрустящих купюр, машиноподобный темп исступленно-маниакального «делания денег», бизнеса, риска.
В Африке гуманизм обычая предков, идиллия
1 История современной зарубежной философии: компаративистский подход.
СПб., 1997.-480 с.
[стр. 53]

азиатским типам философии оказывало влияние на философов (Э.
Гуссерля, М.
Хайдеггера), считавших, что вне Европы нет философии.
Мы не ставим себе целью отрицать существование философских идей на Востоке, зачатки которых были сформированы в древних восточных культурах и впоследствии восприняты греками.
Однако условия социокультурного и исторического развития восточных стран не способствовали дальнейшему развитию философии, а в большей мере поддерживали становление религиозно-мифологического мировоззрения.
Наша задача показать различие в механизмах образования разных культур, одним из которых является культуросозидающая роль философии на Западе и отсутствие такой роли философии на Востоке.
Восток знал величайших мудрецов и пророков, но это еще не философия в точном смысле слова.
Именно с греков возник культ рационализма как единственного средства миропонимания и культ знания как единственной цели философии.
Для многих стран Востока, в частности для Африки и Латинской Америки, в XX веке становится актуальной проблема поиска культурной идентичности, которая нашла отражение в оригинальных концепциях культурной самобытности, направленных против вестернизации, модернизации, европейского культурного влияния.
После многовековой колониальной зависимости и насаждения элементов чуждой культуры в восточных обществах назрела острая необходимость культурного самопознания и самоидентичности, осознания собственной культурной оригинальности и самоценности, значимости родной культуры для собственного существования.
Идея самосознания представителями цивилизаций восточного типа своей культурной оригинальности была оформлена в своеобразные доктрины: в Африке негритюд Э.
Сезара и Л.
Сенгора, африканская этнофилософия П.
Темпельса и М.


[стр.,54]

Гриола, в Латинской Америке «философия освобождения» Л.
Сеа, Э.
Дуссель1.
Негритюд определяется его создателем как совокупность ценностей негро-африканской цивилизации: первичность интуиции, эмоции и ритма, чувства группы и диалога.
Эта совокупность ценностей нашла отражение в искусстве, образах жизни и мышлении.
Негритюд трактуется им как аффективное отношение к миру, незападное его видение, как квинтэссенция негритянской души.
Процесс обретения культурного самосознания идет через сопоставление и противопоставление «своей» и «чужой» культуры, восточной и западной культуры, получившее выражение в антитезе чувства разум, дух материя, утверждающей духовное превосходство Востока над Европой.
Концепции самобытности оформляются в противовес рациональному и индивидуалистическому Западу, из отталкивания от него и выделения некоего противостоящего ему общего духовного начала.
«В Африке сплачивающая дробь тамтама, импульсивные ритмы танца в освещенной костром саванне или
специально расчищенной поляне в джунглях.
В Европе монотонноразмеренное тиканье часов, противопоставляющий людей друг другу шелест хрустящих купюр, машиноподобный темп исступленно-маниакального «делания денег», бизнеса, риска.
В Африке гуманизм обычая предков, идиллия
гармонии с природой, коллективизм, взаимопомощь и сочувствие людей друг другу.
В Европе социальные антагонизмы, конфликты, агрессия, расхищение ресурсов природы, угнетение и дискриминация человека человеком».* 2 Культурные различия континентов предполагают и противопоставление типов мышления.
«Абстрактный, внеисторичсский, оторванный от деятельности и других людей, африканец пронзительно резко и очень образно ' См.: История современной зарубежной философии: компаративистский подход.
СПб, 1997.
С.

8-31, с.
323-336.
2 Андреев И.
Л.
Является ли африканец «европейцем наоборот»?// Вопросы философии.
1999.
№ 11.
С.
51.

[Back]