26 гармонии с природой, коллективизм, взаимопомощь и сочувствие людей друг другу. В Европе социальные антагонизмы, конфликты, агрессия, расхищение ресурсов природы, угнетение и дискриминация человека человеком».1 Недостаточность в новых условиях прежних механизмов социализации индивида (семья) вызывает к жизни совершенно новый социокультурный институт всеобщую и обязательную общеобразовательную школу. Результатом появления (организации) всеобщей школы и введения всеобщего начального (а затем и других уровней) образования был старт гигантского, исторического по масштабу, глубине и длительности культурного процесса, знаменовавшего начало нового этапа в цивилизационном развитии человечества: в странах, переходящих от аграрного общества к индустриальному, началось расширение грамотности населения от имевшегося относительно невысокого ее уровня (в среднем около 15-20%) до масштабов всеобщей, а затем дальнейший рост образовательно-культурного потенциала населения. В итоге эволюционным путем за несколько поколений происходит полная смена культурно-духовных характеристик общества по всей его толще качественное социокультурное изменение «человеческого материала», обеспечивающее социальным субъектам культурную адекватность новым условиям жизнедеятельности в гражданском обществе и индустриализирующейся цивилизации. Значительные модификации совершаются в сфере общественной психологии. С одной стороны, новый тип и характер социальных связей между индивидом и социумом вызывает глубокую трансформацию старых коллективных механизмов социальной регуляции поведения человека. Общественное мнение локального микросоциума как его «живое» обыденное сознание, отражающее и выражающее его конкретные субъектные интересы, цели и средства их реализации из инструмента прямой регуляции поведения индивида превращается, скорее, в механизм социальной ориентации нравственно1 Андреев И. Л. Является ли африканец «европейцем наоборот»?// Вопросы философии. 1999. № 1 К С. 51. |
Гриола, в Латинской Америке «философия освобождения» Л. Сеа, Э. Дуссель1. Негритюд определяется его создателем как совокупность ценностей негро-африканской цивилизации: первичность интуиции, эмоции и ритма, чувства группы и диалога. Эта совокупность ценностей нашла отражение в искусстве, образах жизни и мышлении. Негритюд трактуется им как аффективное отношение к миру, незападное его видение, как квинтэссенция негритянской души. Процесс обретения культурного самосознания идет через сопоставление и противопоставление «своей» и «чужой» культуры, восточной и западной культуры, получившее выражение в антитезе чувства разум, дух материя, утверждающей духовное превосходство Востока над Европой. Концепции самобытности оформляются в противовес рациональному и индивидуалистическому Западу, из отталкивания от него и выделения некоего противостоящего ему общего духовного начала. «В Африке сплачивающая дробь тамтама, импульсивные ритмы танца в освещенной костром саванне или специально расчищенной поляне в джунглях. В Европе монотонноразмеренное тиканье часов, противопоставляющий людей друг другу шелест хрустящих купюр, машиноподобный темп исступленно-маниакального «делания денег», бизнеса, риска. В Африке гуманизм обычая предков, идиллия гармонии с природой, коллективизм, взаимопомощь и сочувствие людей друг другу. В Европе социальные антагонизмы, конфликты, агрессия, расхищение ресурсов природы, угнетение и дискриминация человека человеком».* 2 Культурные различия континентов предполагают и противопоставление типов мышления. «Абстрактный, внеисторичсский, оторванный от деятельности и других людей, африканец пронзительно резко и очень образно ' См.: История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб, 1997. С. 8-31, с. 323-336. 2 Андреев И. Л. Является ли африканец «европейцем наоборот»?// Вопросы философии. 1999. № 11. С. 51. |