29 сти религии. В восточных религиях не произошло разделения между светской и сакральной сферами, между «потусторонним» и «земным», религиозными и правовыми предписаниями, этическими и хозяйственными принципами. Благодаря этому религия в культурах Востока функционирует как всеобъемлющая система контроля за поведением и сознанием верующих, совмещая как культовые, так и правовые, моральные, образовательные, воспитательные, эстетические функции, накладывая отпечаток на весь образ жизни. Осуществляя эти функции, религия способствует большей стабильности общества и служит продлению социокультурных традиций, что является важной причиной их живучести. В восточных культурах религия воспринимается как существенная часть социальной структуры и культуры или даже как воплощение целостности культуры и истории народа. Поэтому концепции культурной самобытности восточных стран облекаются в религиозную «оболочку». При этом религия выступает как некое социокультурное целое, становится воплощением «справедливой» социальной организации, системой общего мировоззрения. Основные черты такой культурной самобытности выражаются в признании единства мира, природного и социального, вытекающего не из рационального понимания объективных законов и не из деятельного приобщения к миру, а из внутренней гармонии и солидарности общества, возникающих на основе соблюдения нравственного закона. Производственному и научно-техническому овладению природой, утилитарному и потребительскому подходу к внешнему миру и людям, свойственному Западу, противопоставляется способность к установлению гармоничных отношений между человеком, обществом и природой, будто бы присущая Востоку. Эти установки нашли отражение в оригинальных концепциях самобытности. Религия доминирует в восточной культуре в силу присущей ей ориентации на массовое сознание. Ей свойственно авторитарное провозглашение истины. В этом существенное отличие религии от личностного и даже элитарного |
светской и сакральной сферами, между «потусторонним» и «земным», религиозными и правовыми предписаниями, этическими и хозяйственными принципами. Благодаря этому религия в культурах Востока функционирует как всеобъемлющая система контроля за поведением и сознанием верующих, совмещая как культовые, так и правовые, моральные, образовательные, воспитательные, эстетические функции, накладывая отпечаток на весь образ жизни. Осуществляя эти функции, религия способствует большей стабильности общества и служит продлению социокультурных традиций, что является важной причиной их живучести. В восточных культурах религия воспринимается как существенная часть социальной структуры и культуры или даже как воплощение целостности культуры и истории народа. Поэтому концепции культурной самобытности восточных стран облекаются в религиозную «оболочку». При этом религия выступает как некое социокультурное целое, становится воплощением «справедливой» социальной организации, системой общего мировоззрения. Основные черты такой культурной самобытности выражаются в признании единства мира, природного и социального, вытекающего не из рационального понимания объективных законов и не из деятельного приобщения к миру, а из внутренней гармонии и солидарности общества, возникающих на основе соблюдения нравственного закона. Производственному и научнотехническому овладению природой, утилитарному и потребительскому подходу к внешнему миру и людям, свойственному Западу, противопоставляется способность к установлению гармоничных отношений между человеком, обществом и природой, будто бы присущая Востоку. Эти установки нашли отражение в оригинальных концепциях самобытности. Религия доминирует в восточной культуре в силу присущей ей ориентации на массовое сознание. Ей свойственно авторитарное провозглашение истины. В этом существенное отличие религии от личностного и даже элитарного философского мировоззрения. В этом своем качестве религия вы |