66 по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу XVI XVII вв., эпохе Френсиса Бэкона и Рене Декарта. Рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации. С движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, то есть становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки экспериментально-математического естествознания. Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV веке. А в XVI-XVII вв. углубляется и расширяется. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от Откровения знанием о Боге, мире и человеке. Происходит смена мировоззренческих ориентиров. Становление новоевропейской культуры отмечено рождением того феномена, который впоследствии получит название «духа капитализма» и первые ростки которого, связанные прежде всего с увеличением денежного запаса, историки политэкономии обнаруживают уже в XIV-XV вв. В Италии, в частности в богатой Флоренции, где в XIV веке деньги стали играть большую роль в хозяйстве и натуральный обмен все больше вытеснялся денежным, постепенно входит в быт важнейший элемент капиталистического хозяйства счет, отчетность, бухгалтерский учет неотъемлемая часть европейской рациональной экономики. Благодаря этому человек, по словам В. Зомбарта, «приучается к чисто количественному воззрению на мир» Отмеченные процессы сопровождаются появлением нового типа человека человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием. 1 1 Зомбарт В. Этюды но истории развития современного экономического человека. М., 1004. С. 238. |
ч 14 ГЛАВА I ИДЕЯ ПРОГРЕССА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУЧНОЙ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА § 1.1. Модерн как философский проект Как правило, говоря о модерне, особенно вне философской тематики, мы чаще всего имеем ввиду влиятельное направление в искусстве конца XIX начала XX в., наиболее ярко воплотившееся во Франции, где оно называлось «Аг1-пои\'еаи» и в Германии, под названием «^зепёзШ». Однако было бы несправедливым полагать, что модерн ограничил свое влияние только лишь сферой искусства и художественного творчества. Наряду с тем, что благодаря модерну были открыты новые оригинальные технологии в графическом дизайне, журнальной и книжной иллюстрации, в мебели, текстиле, дизайне стекла и керамики, в эстетике моды и т.д., модерн создал еще и особый тип модернистской философии и критической теории. Собственно говоря, начало модернистской философии совпадает с началом особого этапа в истории европейской философии философии Нового времени. Философия Нового времени существенно отличается от античной и средневековой и по своему содержанию, и по методологическим принципам, и по характеру тех проблем, которые оказываются в центре внимания. Это, разумеется, не значит, что философия совсем теряет связь с прежней традицией, но она по-своему интерпретирует эту традицию, расставляя новые акценты. Рождение философии Нового времени относят к концу XVI XVII вв., эпохе Френсиса Бэкона и Рене Декарта. Рождение нового типа сознания связано с процессом секуляризации, движением Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитие го родов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, то есть становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки экспериментально-математического естествознания. Процесс секуляризации начинается в Европе примерно в XV веке. А в ХУ1-ХУН вв. углубляется и расширяется. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь философия, наука, искусство. Философия осознает себя автономным, независимым от Откровения знанием о Боге, мире и человеке. Происходит смена мировоззренческих ориентиров. Становление новоевропейской культуры отмечено рождением того феномена, который впоследствии получит название «духа капитализма» и первые ростки которого, связанные прежде всего с увеличением денежного запаса, историки политэкономии обнаруживают уже в Х1У-ХУ вв. В Италии, в частности в богатой Флоренции, где в XIV веке деньги стали играть большую роль в хозяйстве и натуральный обмен все больше вытеснялся денежным, постепенно входит в быт важнейший элемент капиталистического хозяйства счет, отчетность, бухгалтерский учет неотъемлемая часть европейской рациональной экономики. Благодаря этому человек, по словам В. Зомбарта, «приучается к чисто количественному воззрению на мир»1. Отмеченные процессы сопровождаются появлением нового типа человека человека с развитым и рефлектированным индивидуальным сознанием. Сознание собственной силы и таланта, гордость, честолюбие, самоутверждение отличают человека на заре Нового времени. 1 Зомбарт В. Этюды по истории развития современного экономического человека. М., 1994. С. 238. |