Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 69]

69 В период зарождения модерна именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации.
Этот факт становится особенно очевидным в контексте еще одной особенности этой цивилизации, вызванной к жизни именно развитием науки.
Речь идет о технике, по своему характеру отличающейся от той, которая была в восточных обществах, в античности и в средневековье.
Возникшая в союзе с экспериментально-математическим естествознанием, техника больше всего повлияла на особенности того типа цивилизации, которую принято называть индустриальной.
«Современная техника, пишет немецкий философ С.
Мозер, это автономное образование истории Нового времени, так же как наука и искусство.
Она не есть просто сумма отдельных методов.
Скорее, последние суть проявления этого автономного и универсального
процесса»1.
Связь между экспериментально-математическим естествознанием и техникой глубинная, органическая: само рождение механики невозможно для преодоления
непереходимого для античности и средних веков рубежа между естественным, с одной стороны, и техническим, искусственным с другой.
В виде эксперимента техника глубоко проникает в саму
науку.
В этой связи реальность, изучаемая новым естествознанием, это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью технической аппаратуры.
Как отмечает академик В.С.
Степин, техническая аппаратура приборные установки входят в качестве конститутивного момента в ту систему объектов, которые изучаются наукой.
«В разных формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно.
К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование...
Вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека...
В
экспе1 Мо$ег 3.
КгШк бег 1га<1Мопе11еп ТесЬткрЫ!о$орЫе//ТесНпе, ТесЬшк, ТесЬпо1о§1е.
РиПосН <Не МйпсНеп, 1973.
[стр. 18]

создав особый сциентистский способ мышления и жизненной ориентации, по сей день определяющий характер европейской культуры и индустриально-технической цивилизации, ставшей теперь всемирной.
По словам немецкого философа Г.
Ромбаха, «точная наука есть философия Нового времени»1.
В период зарождения модерна именно наука главным образом определяла как общественное сознание, так и общий облик новоевропейской цивилизации.
Этот факт становится особенно очевидным в контексте еще одной особенности этой цивилизации, вызванной к жизни именно развитием науки.
Речь идет о технике, по своему характеру отличающейся от той, которая была в восточных обществах, в античности и в средневековье.
Возникшая в союзе с экспериментально-математическим естествознанием, техника больше всего повлияла на особенности того типа цивилизации, которую принято называть индустриальной.
«Современная техника, пишет немецкий философ С.
Мозер, это автономное образование истории Нового времени, так же как наука и искусство.
Она не есть просто сумма отдельных методов.
Скорее, последние суть проявления этого автономного и универсального
процесса»2.
Связь между экспериментально-математическим естествознанием и техникой глубинная, органическая: само рождение механики невозможно для преодоления
нспереходимого для античности и средних веков рубежа между естественным, с одной стороны, и техническим, искусственным с другой.
В виде эксперимента техника глубоко проникает в саму
1 ВотЪасЬ Н.
8иЬз1апг, 8уз1ет, 8Ггик1иг; Ргейэиг^; МйпсЬеп, 1965.
1: 01е Оп1о1о§1е без РипкбопаЬзтиз ипб бег рЬПозорЫзсЬе Нт^ег^гипб бег тобетеп МззепзсЬаЙ.
8.
149.
2 Мозег 8.
Клик бег 1габШопе11еп ТесЬткрЬПозорЫе // ТесЬпе, ТесЬшк, ТесЬпо1о§1е.
РиНосЬ сИе МйпсЬеп, 1973.


[стр.,19]

науку.
В этой связи реальность, изучаемая новым естествознанием, это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью технической аппаратуры.
Как отмечает академик В.С.
Степин, техническая аппаратура приборные установки входят в качестве конститутивного момента в ту систему объектов, которые изучаются наукой.
«В разных формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно.
К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование...
Вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека...
В
эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем»1.
В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают неограниченные возможности для развития техники.
Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии.
Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII века она опирается главным образом на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью рассматриваемой эпохи, надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, особенности которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков.
И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении новоевропейской эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания гносеологии, хотя первоначально 1 Степин В.С.
Теоретическое знание.
М., 2000.
С.
151-152.

[Back]