Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 70]

70 рименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем»1.
В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают неограниченные возможности для развития техники.
Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии.
Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII века она опирается главным образом на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью рассматриваемой эпохи, надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, особенности которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков.
И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении новоевропейской эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания гносеологии, хотя первоначально
гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосылок.
В теории знания модернизм означает новую концепцию философии и науки.
Классическая философия стремилась стать теорией бытия.
Модерн совпал с разочарованием в ее претензиях на умозрительное постижение принципов мироздания.
Модернистская философия это теория познания, а не бытия.
Бэкон, Декарт, Кант и другие видные философы модерна утверждают новый объект исследования: принципы и методы достижения знания, оставляя познание мира и человека частным наукам (физике,
медицине и т.п.) Новая концепция науки заключалась в ее ориентации на математику, практику, технику, опыт и эксперимент.
Отказ от умозрительного рационализма в пользу эмпиризма дополнился новой архитектоникой знания.
Частные науки не выводятся из «первой философии», но развиваются сами благодаря опыту и эксперименту, гипотезам и обобщениям, проверке и практическому применению.
Философия по-прежнему нужна, но уже как теория познания и
1 Степин В.С.
Теоретическое знание.-М., 2000.-С.
151-152.
[стр. 19]

науку.
В этой связи реальность, изучаемая новым естествознанием, это не просто природная, но конструируемая реальность, создаваемая в значительной мере с помощью технической аппаратуры.
Как отмечает академик В.С.
Степин, техническая аппаратура приборные установки входят в качестве конститутивного момента в ту систему объектов, которые изучаются наукой.
«В разных формах эксперимента такого рода объекты изготовляются искусственно.
К ним относятся в первую очередь приборные установки, с помощью которых проводится экспериментальное исследование...
Вполне правомерно рассматривать объекты природы, включенные в экспериментальную ситуацию, как «квазиприборные» устройства независимо от того, получены они искусственным путем или естественно возникли в природе независимо от деятельности человека...
В эксперименте взаимодействующие фрагменты природы всегда выступают в функции приборных подсистем»1.
В свою очередь полученные таким образом достижения науки открывают неограниченные возможности для развития техники.
Все эти особенности новоевропейской культуры вызвали к жизни и новую ориентацию философии.
Если в средние века она выступала в союзе с теологией, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то начиная с XVII века она опирается главным образом на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философской мыслью рассматриваемой эпохи, надо принять во внимание специфику нового типа науки о природе, особенности которой закладывались именно в этот период и которая существенно отличается от естествознания античности и средних веков.
И поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении новоевропейской эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания гносеологии, хотя первоначально
1 Степин В.С.
Теоретическое знание.
М., 2000.
С.
151-152.


[стр.,20]

20 гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосы* лок.
В теории знания модернизм означает новую концепцию философии и науки.
Классическая философия стремилась стать теорией бытия.
Мо* дерн совпал с разочарованием в ее претензиях на умозрительное постижение принципов мироздания.
Модернистская философия это теория познания, а не бытия.
Бэкон, Декарт, Кант и др.
видные философы модерна утверждают новый объект исследования: принципы и методы достижения знания, оставляя познание мира и человека частным наукам (физике,
меф дицине и т.п.).
* Новая концепция науки заключалась в ее ориентации на математику, практику, технику, опыт и эксперимент.
Отказ от умозрительного рационализма в пользу эмпиризма дополнился новой архитектоникой знания.
Частные науки не выводятся из «первой философии», но развиваются сами * благодаря опыту и эксперименту, гипотезам и обобщениям, проверке и практическому применению.
Философия по-прежнему нужна, но уже как теория познания и
учение о научном методе.
Она полностью отказалась от исследования бытия, передав его для изучения частным наукам.
Природа, * общество и человек как главные объекты познания породили семейства естественных, социальных и гуманитарных наук.
Бытие оказалось философской категорией, а не научным термином.
Существенным моментом модернистской философии явилась так называемая картезианская парадигма.
Ее создатель Р.
Декарт провозгласил » тезис “Со§ко, Ег§о Зит”(Мыслю, следовательно существую).
Эта истина, ч наиболее очевидная из всех, должна, по мысли французского философа, обосновать другие очевидности, из которых может быть выведено осталь.
ное знание.
Как и Бэкон, Декарт стремится преодолеть наследие умозрительной метафизики, изобилующей “ненаблюдаемыми сущностями” и 4

[Back]