Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 71]

71 учение о научном методе.
Она полностью отказалась от исследования бытия, передав его для изучения частным наукам.
Природа, общество и человек как главные объекты познания породили семейства естественных, социальных и гуманитарных наук.
Бытие оказалось философской категорией, а не научным термином.
Существенным моментом модернистской философии явилась так называемая картезианская парадигма.
Ее создатель Р.
Декарт провозгласил тезис
“Со&ко, Ег§о 8ит”(Мыслю, следовательно, существую).
Эта истина, наиболее очевидная из всех, должна, по мысли французского философа, обосновать другие очевидности, из которых может быть выведено остальное знание.
Как и Бэкон, Декарт стремится преодолеть наследие умозрительной метафизики, изобилующей “ненаблюдаемыми сущностями” и
“скрытыми качествами”, расплодившимися в период схоластики.
В картезианской парадигме философ начинает рассуждение не с высказываний о мире, а с очевидностей внутреннего опыта, считающихся более достоверными.
Субъект (подлежащее) переносится из внешнего мира во внутренний мир мыслящего существа.
Особое значение в модернистской мысли приобретает идея поступательного развития,
т.е.
прогресса.
Это и прогресс в области знаний (научный прогресс), и прогресс в области умений (технический прогресс).
Идея эволюции оказала колоссальное влияние на мировоззрение модерна.
Декарт и Лейбниц, Кант и Лаплас стремятся показать, как образуется и эволюционирует Вселенная.
Ламарк и Дарвин развивают идеи эволюции в области биологии.
Природа определяется как эволюционирующий феномен, развивающийся от хаоса к порядку через последовательность незначительных изменений, происходящих естественным путем.
Такая модель позволяет обойтись без допущения грандиозного и сверхъестественного вмешательства, что делает эволюционизм предпочтительнее креационизма.
Идея эволюции предполагает: 1) движение от простого к сложному в природе (в физике, химии, биологии и космологии);
[стр. 20]

20 гносеология еще обосновывается с помощью онтологических предпосы* лок.
В теории знания модернизм означает новую концепцию философии и науки.
Классическая философия стремилась стать теорией бытия.
Мо* дерн совпал с разочарованием в ее претензиях на умозрительное постижение принципов мироздания.
Модернистская философия это теория познания, а не бытия.
Бэкон, Декарт, Кант и др.
видные философы модерна утверждают новый объект исследования: принципы и методы достижения знания, оставляя познание мира и человека частным наукам (физике, меф дицине и т.п.).
* Новая концепция науки заключалась в ее ориентации на математику, практику, технику, опыт и эксперимент.
Отказ от умозрительного рационализма в пользу эмпиризма дополнился новой архитектоникой знания.
Частные науки не выводятся из «первой философии», но развиваются сами * благодаря опыту и эксперименту, гипотезам и обобщениям, проверке и практическому применению.
Философия по-прежнему нужна, но уже как теория познания и учение о научном методе.
Она полностью отказалась от исследования бытия, передав его для изучения частным наукам.
Природа, * общество и человек как главные объекты познания породили семейства естественных, социальных и гуманитарных наук.
Бытие оказалось философской категорией, а не научным термином.
Существенным моментом модернистской философии явилась так называемая картезианская парадигма.
Ее создатель Р.
Декарт провозгласил » тезис
“Со§ко, Ег§о Зит”(Мыслю, следовательно существую).
Эта истина, ч наиболее очевидная из всех, должна, по мысли французского философа, обосновать другие очевидности, из которых может быть выведено осталь.
ное знание.
Как и Бэкон, Декарт стремится преодолеть наследие умозрительной метафизики, изобилующей “ненаблюдаемыми сущностями” и
4

[стр.,21]

“скрытыми качествами”, расплодившимися в период схоластики.
В картезианской парадигме философ начинает рассуждение не с высказываний о мире, а с очевидностей внутреннего опыта, считающихся более достоверными.
Субъект (подлежащее) переносится из внешнего мира во внутренний мир мыслящего существа.
Особое значение в модернистской мысли приобретает идея поступательного развития,
то есть прогресса.
Это и прогресс в области знаний (научный прогресс), и прогресс в области умений (технический прогресс).
Идея эволюции оказала колоссальное влияние на мировоззрение модерна.
Декарт и Лейбниц, Кант и Лаплас стремятся показать, как образуется и эволюционирует Вселенная.
Ламарк и Дарвин развивают идеи эволюции в области биологии.
Природа определяется как эволюционирующий феномен, развивающийся от хаоса к порядку через последовательность незначительных изменений, происходящих естественным путем.
Такая модель позволяет обойтись без допущения грандиозного и сверхъестественного вмешательства, что делает эволюционизм предпочтительнее креационизма.
Идея эволюции предполагает: 1) движение от простого к сложному в природе (в физике, химии, биологии и космологии);
2) движение человека и общества от природы к свободе (от мира необходимости к царству свободы или от материального к духовному).
Принятие данной идеи радикально изменило антропологическую доктрину.
Оба прежних подхода теологический (человек есть творение) и метафизический (человек есть разумное существо) подвергаются существенному переосмыслению.
Человек остается творением, но не личного Бога христианской религии, а безличной природы и, в известном смысле, творцом самого себя.
Ведь эволюция человека плод коллективных усилий рода Ьошо $ар1еп5.

[Back]