Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 77]

77 нашего времени, который бы не отдал дань этой проблеме.
Ожидание грядущих катастроф, понимание неизбывности, остроты и глобальности кризиса пронизывает творчество как западных, так и российских философов,
социолоI гов, культурологов.
Сегодня уже очевидно, что процесс модернизации, начавшийся в Европе как социальный, тесно связанный с миром западного рационализма и приведший в действие функциональные законы экономики и государства, техники и науки разделился, условно говоря, на два влиятельных процесса: собственно социальной модернизации и модернизации культурной
культурного модерна.
Можно говорить о том, что проблема культурной модернизации, обусловившей сущностное содержание культурной реальности эпохи модерна, как
отме1 л чается в западной рационалистической традиции (М.
Вебер , Э.
Гуссерль , X.

Ортега-и-Гассет1 2 3, Р.
Гвардини4 и др.), связана прежде всего с кризисом рационалистических и гуманистических установок.
По мнению указанных исследователей, задача заключается именно в том, чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры.
В отличие от российской философской мысли, где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления, западные философы по-своему видят как причины возникшей кризисной ситуации, так и пути ее преодоления.
Спасение человечества видится прежде всего не в религиозном преображении человека, а в возвращении к традиционным рационалистическим и гуманистическим ценностям эпохи Нового времени.
В данной интеллектуально-философской традиции размышляет А.
Вебер.
Он считает, что именно
«ду1 Вебер М.
Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990.; Он же.
Критические исследования в области логики наук о культуре // Там же.; Он же.
Социология религии // Он же.
Избранное.
Образ общества.
М., 1994.

2 Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия //
Культурология.
XX век.
Антология.
М„ 1995.
3 Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс.
М., 2002.
4 Гвардини Р.
Конец Нового времени // Вопросы философии.
1990.
№ 4.
[стр. 28]

4 28 ления техники превратило человека в простое орудие эффективной эконок мическойдеятельности»1.
Выдающиеся гуманисты и мыслители XX века с тревогой говорили о процессе деградации культуры.
Пожалуй, нет ни одного крупного мысли* теля нашего времени, который бы не отдал дань этой проблеме.
Ожидание грядущих катастроф, понимание неизбывности, остроты и глобальности кризиса пронизывает творчество как западных, так и российских философов,
социологов, культурологов.
Сегодня уже очевидно, что процесс модернизации, начавшийся в Европе как социальный, тесно связанный с миром западного рационализма и приведший в действие функциональные законы экономики и государства, техники и науки разделился, условно говоря, на два влиятельных процесса: собственно социальной модернизации и модернизации культурной
культурный модерн.
Можно говорить о том, что проблема культурной модернизации, обусловившей сущностное содержание культурной реальности эпохи модерна, как
отмечается в западной рационалистической традиции (М.
Вебер2, Э.
Гуссерль3, X.

Ортега-и-Гассет4, Р.
Гвардини5 и др.), 1 История мировой культуры / Науч.
ред.
Г.В.
Драч.
Ростов-наДону: Изд-во «Феникс», 2000.
С.
377.
л Вебер М.
Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М.
Избранные произведения.
М., 1990.; Он же.
Критические исследования в области логики наук о культуре // Там же.; Он же.
Социология религии // Он же.
Избранное.
Образ общества.
М., 1994.

3 Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия //
4 Культурология.
XX век.
Антология.
М., 1995.
4 Ортега-и-Гассет X.
Восстание масс.
М., 2002.
I 5 Гвардини Р.
Конец Нового времени // Вопросы философии.
1990.
№ 4.


[стр.,29]

связана прежде всего с кризисом рационалистических и гуманистических установок.
По мнению указанных исследователей, задача заключается именно в том, чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры.
В отличие от российской философской мысли, где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления, западные философы по-своему видят как причины возникшей кризисной ситуации, так и пути ее преодоления.
Спасение человечества видится прежде всего не в религиозном преображении человека, а в возвращении к традиционным рационалистическим и гуманистическим ценностям эпохи Нового времени.
В данной интеллектуально-философской традиции размышляет А.
Вебер.
Он считает, что именно
«духовное начало» должно стать столь сильным, чтобы снова определить путь общественного развития.
Внешние материальные условия бытия не должны диктовать свою волю человечеству.
Главная задача «вернуть каждый европейский народ самому себе»1.
М.
Вебер по сути предсказал, как будет идти развитие западной цивилизации в XX веке, какой облик она приобретет в результате углубления процессов модернизации.
М.
Вебер исходит их того, что тенденция рационализации всех сфер социальной жизни современного капиталистического общества будет нарастать.
Более того, он считал, что рационализация это судьба всего человечества, ибо вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриального развития неизбежно приведет к появлению у них черт, сходных с «фаустовской цивилизацией» Запада.
1 См.: Вебер А.
Кризис европейской культуры.
СПб, 1999.

[Back]