Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 78]

78 ховное начало» должно стать столь сильным, чтобы снова определить путь общественного развития.
Внешние материальные условия бытия не должны диктовать свою волю человечеству.
Главная задача «вернуть каждый европейский народ самому себе»1.
М.
Вебер по сути предсказал, как будет идти развитие западной цивилизации в XX веке, какой облик она приобретет в результате углубления процессов модернизации.
М.
Вебер исходит их того, что тенденция рационализации всех сфер социальной жизни современного капиталистического общества будет нарастать.
Более того, он считал, что рационализация это судьба всего человечества, ибо вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриального развития неизбежно приведет к появлению у них черт, сходных с «фаустовской цивилизацией» Запада.

Рационализация, по Веберу, проявляется во всех сферах жизни современного общества, где мысли и поступки человека детерминируются не его чувствами и естественными потребностями, а элементарным интересом, возможностями получения выгоды, материальных или моральных
дивидендов.
Рационализация, считает М.
Вебер, неизбежно разрушает сложившуюся систему социальных связей и отношений, ведет к обеднению духовной жизни человека, превращает социум в сообщество автомизированных индивидов.
«Конечно, пишет Макс Вебер, этот процесс не исчерпывает понятия рационализации действия, ибо последняя может протекать, кроме того, позитивно в направлении сознательной ценностной рационализации и негативно не только за счет разрушения нравов, но также за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностнорационального поведения в пользу чисто рационального, при
котором уже не верят в ценности»2.
Известные западные философы XX века говорили о неизбывности
кри1 См.: Вебер А.
Кризис европейской культуры.
СПб., 1999.

2 Вебер М.
Избранное.
Образ общества.
М., 1994.
С.
279.
[стр. 29]

связана прежде всего с кризисом рационалистических и гуманистических установок.
По мнению указанных исследователей, задача заключается именно в том, чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры.
В отличие от российской философской мысли, где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления, западные философы по-своему видят как причины возникшей кризисной ситуации, так и пути ее преодоления.
Спасение человечества видится прежде всего не в религиозном преображении человека, а в возвращении к традиционным рационалистическим и гуманистическим ценностям эпохи Нового времени.
В данной интеллектуально-философской традиции размышляет А.
Вебер.
Он считает, что именно «духовное начало» должно стать столь сильным, чтобы снова определить путь общественного развития.
Внешние материальные условия бытия не должны диктовать свою волю человечеству.
Главная задача «вернуть каждый европейский народ самому себе»1.
М.
Вебер по сути предсказал, как будет идти развитие западной цивилизации в XX веке, какой облик она приобретет в результате углубления процессов модернизации.
М.
Вебер исходит их того, что тенденция рационализации всех сфер социальной жизни современного капиталистического общества будет нарастать.
Более того, он считал, что рационализация это судьба всего человечества, ибо вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриального развития неизбежно приведет к появлению у них черт, сходных с «фаустовской цивилизацией» Запада.

1 См.: Вебер А.
Кризис европейской культуры.
СПб, 1999.


[стр.,30]

Рационализация, по Веберу, проявляется во всех сферах жизни современного общества, где мысли и поступки человека детерминируются не его чувствами и естественными потребностями, а элементарным интересом, возможностями получения выгоды, материальных или моральныхдивидендов.
Рационализация, считает М.
Вебер, неизбежно разрушает сложившуюся систему социальных связей и отношений, ведет к обедне* нию духовной жизни человека, превращает социум в сообщество автомизированных индивидов.
«Конечно, пишет Макс Вебер, этот процесс не исчерпывает понятия рационализации действия, ибо последняя может протекать, кроме то* го, позитивно в направлении сознательной ценностной рационализации и негативно не только за счет разрушения нравов, но также за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностно-рационального поведения в пользу чисто рационального, при
• котором уже не верят в ценности»1.
Известные западные философы XX века говорили о неизбывности,
кризисности, сопровождающей развитие европейской культуры: М.
Хайдиггер («забвение бытия»), Г.
Марсель («конец человека»), Т.
Адорно • («поражение западной культуры»).
В современной философии культуры эти представления подкрепляются в концепции «глобального кризиса» человечества и его культуры.
Проблемой социокультурного состояния эпохи модерна занимался и видный немецкий исследователь Карл Манхейм.
Он полагает, что культу* ра в эпоху модерна представляет все-таки автономное образование, только номинально связанное с экономическим базисом.
30 4 1 Цит.
по: История буржуазной социологии Х1Х-ХХ веков.
М., 1979.-С.
279.

[Back]