Проверяемый текст
Асланова Марина Теувежевна. Модерн и постмодерн в концепции информационного общества (Диссертация 2005)
[стр. 83]

83 В XIX веке модернизация проходила на фоне ее противоположности: традиционного унаследованного мира и природы, которую нужно было познать и покорить.
Именно процесс покорения человеком природы, совершение им в этой связи целого ряда важнейших научных открытий и их воплощение в техническом прогрессе, постоянное стремление к достижению абсолютного удобства жизни и составляли основу социокультурной реальности эпохи модерна и сущности модернизации.
Модернизация детерминировала утрату привлекательности сословных привилегий и религиозных представлений о мире.
Центральное место стало занимать научно-техническое понимание классического индустриального общества, коренным образом изменились образ жизни и формы труда в семье и профессии, образцы поведения мужчин и женщин и т.д.
Однако пространство социокультурной реальности эпохи модерна с учетом данных исследований по этой проблеме никак нельзя назвать однородным и статичным.
Во-первых, сам процесс модернизации подразумевает постоянное изменение элементов, составляющих это пространство, во-вторых, сама эпоха модерна может быть условно разделена с использованием приемов и методов исторической хронологии не менее чем на три периода: ранний (начало Нового времени), высокий (вторая половина XIX века), поздний (первая треть XX века).
Разумеется, что каждый из условно обозначенных периодов имел свои собственные особенности социокультурного состояния.
Тем не менее одной из задач настоящего исследования является определение общих
для всех периодов, наиболее важных и характерных элементов социокультурной реальности модерна, позволяющих составить общую более или менее универсальную картину культурных и жизненных форм и реалий рассматриваемой культурноисторической эпохи.
Рассматривая взаимосвязь культуры и техники в индустриальном обществе Б.С.

Ерасов выделяет две духовные причины, придавшие высокий пре
[стр. 35]

35 4.
Важное значение имеет характер сформировавшихся общественных институтов и элит, степень их восприимчивости к новому и способность к поддержанию стабильности1.
В XIX веке модернизация проходила на фоне ее противоположности: традиционного унаследованного мира и природы, которую нужно было познать и покорить.
Именно процесс покорения человеком природы, совершение им в этой связи целого ряда важнейших научных открытий и их воплощение в техническом прогрессе, постоянное стремление к достижению абсолютного удобства жизни и составляли основу социокультурной реальности эпохи модерна и сущности модернизации.
Модернизация детерминировала утрату привлекательности сословных привилегий и религиозных представлений о мире.
Центральное место стало занимать научно-техническое понимание классического индустриального общества, коренным образом изменились образ жизни и формы труда в семье и профессии, образцы поведения мужчин и женщин и т.д.
Однако пространство социокультурной реальности эпохи модерна с учетом данных исследований по этой проблеме никак нельзя назвать однородным и статичным.
Во-первых, сам процесс модернизации подразумевает постоянное изменение элементов составляющих это пространство, во-вторых, сама эпоха модерна может быть условно разделена с использованием приемов и методов исторической хронологии не менее чем на три периода: ранний (начало Нового времени), высокий (вторая половина XIX века), поздний (первая треть XX века).
Разумеется, что каждый из условно обозначенных периодов имел свои собственные особенности социокультурного состояния.
Тем не менее, одной из задач настоящего исследования является определение общих
1 Цит.
по: Брасов Б.С.
Социальная культурология.
Издание третье, доп.
и перераб.
М., 2000.
С.
458.


[стр.,36]

для всех периодов, наиболее важных и характерных элементов социокультурной реальности модерна, позволяющих составить общую более или менее универсальную картину культурных и жизненных форм и реалий рассматриваемой культурно-исторической эпохи.
Рассматривая взаимосвязь культуры и техники в индустриальном обществе Б.С.

Брасов выделяет две духовные причины, придавшие высокий престиж технической деятельности.
«Во-первых, это появившееся уже в период Возрождения представление о человеке как активном преобразователе природы.
Во-вторых, это выработанная Просвещением установка на преодоление пассивного созерцания внешнего мира как «божьего творения» и утверждение активной роли разума в постижении реальности и его способности конструировать целесообразные орудия и механизмы воздействия на этот мир»1.
Таким образом, социокультурная реальность общества модерна достаточно сложна и неоднозначна, что особо подтверждается двойственным отношением к культуре в сознании людей эпохи модерна.
С одной стороны, культура становится ведомой техникой, а с другой стороны, именно посредством культуры общество пыталось ликвидировать негативные явления и сохранить традиционные ценности культуры Ренессанса и Просвещения.
Социальная модернизация и культурная модернизация две стороны одного явления Модерна.
Обобщив основания механизма модернизации в культурной и социальной сферах жизни общества, смеем утверждать, что социальные и культурные трансформации эпохи модерна происходили под влиянием техники, ее развития и совершенствования, все большего и большего вхождения в жизнь каждого отдельного индивида и всего социума в целом.
1 Брасов Б.С.
Социальная культурология.
М., 2000.
С.
384-385.

[Back]