Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 86]

86 Теперь можно видеть, что окружающий нас мир составлен из гетерогенных фрагментов, соединенных в соответствии с многозначной логикой.
Постмодерн как выражение «духа времени» отражает те трансформации, которые происходят в современной культуре и философии.
Трансформация это кардинальные изменения, имеющие место в современной философии, которые связаны с преодолением «метафизического мышления», основанного на классической традиции.
Самоопределение философской мысли современности осуществляется в ходе пересмотра наследия классического рационализма и противопоставления ему
чего-то отличного от него.
В ходе переосмысления принципов классической философии происходит трансформация типа философствования, основанного на этих принципах.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философских представлений о мире, человеке,
истине, смысле.
Прежде всего новый тип философствования базируется на отрицании самой возможности существования какого-либо первоначала, «первопричины», следствием которого является отказ от признания за миром и человеком имманентной природы.
Глубокий разрыв с принципом универсалистского системосозидания был заложен уже в философии позитивизма, выступившей в XIX веке с критикой традиционной философии, пошатнувшей мировоззренческие притязания метафизики.
Это закономерно привело к эффекту, который М.С.
Каган называет «маргинализацией философии или «философствованием по поводу» по любому поводу, который вызывает некие обобщенные размышления, иногда культурно значимые, глубокие, масштабные по мысли и напряженные по вызвавшему ее переживанию, иногда случайные и поверхностные, не столько оригинальные, сколько претендующие на оригинальность, но во всех случаях
основанные на принципиальном отказе от выражения целостного миропонимания, которое полагается вообще невозможным в XX веке».1 1 Каган М.С.
Философия как мировоззрение// Вопросы философии.
1997.
№ 9.
С.38.
[стр. 109]

109 2.2.
Функции философии в ситуации постмодерна Постмодерн это культурная ситуация, сложившаяся на рубеже веков и представляющая собой одну из форм мироощущения современной эпохи как эпохи переходной и кризисной.
Постмодерн как выражение «духа времени» отражает те трансформации, которые происходят в современной культуре и философии.
Трансформация это кардинальные изменения, имеющие место в современной философии, которые связаны с преодолением «метафизического мышления», основанного на классической традиции.
Самоопределение философской мысли современности осуществляется в ходе пересмотра наследия классического рационализма и противопоставления ему
нечто отличного от него.
В ходе переосмысления принципов классической философии происходит трансформация типа философствования, основанного на этих принципах.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философских представлений о мире, человеке,
истина, смысле.
Прежде всего новый тип философствования базируется на отрицании самой возможности существования какого-либо первоначала, «первопричины», следствием которого является отказ от признания за миром и человеком имманентной природы.
Глубокий разрыв с принципом универсалистского системосозидания был заложен уже в философии позитивизма, выступившей в XIX веке с критикой традиционной философии, пошатнувшей мировоззренческие притязания метафизики.
Это закономерно привело к эффекту, который М.С.
Каган называет «маргинализацией философии или «философствованием по поводу» по любому поводу, который вызывает некие обобщенные размышления, иногда культурно значимые, глубокие, масштабные по мысли и напряженные по вызвавшему ее переживанию, иногда случайные и поверхностные, не столько оригинальные, сколько претендующие на оригинальность, но во всех случаях


[стр.,110]

по основанные на принципиальном отказе от выражения целостного миропонимания, которое полагается вообще невозможным в XX веке».1 Идеи позитивизма соответствовали тогдашнему «духу времени»: в это время широкое распространение получила идея господства науки над всеми другими способами познания.
Позитивизм всецело был ориентирован на научную рациональность.
Среди главных черт, характеризующих данное философское направление, можно выделить сциентизм, эмпиризм и критику метафизики.
Усилия метафизиков всегда были направлены на абсурдную цель — выразить чистое качество (“сущность” вещей) с помощью познавательных предложений, т.
е.
высказать нсвысказывасмое.
Качества не могут быть “высказаны”.
Они могут быть лишь показаны в опыте.
Однако к этому показыванию познавание не имеет никакого отношения.1 2 Таким образом, метафизика гибнет не потому, что человеческий разум не в состоянии разрешить ее задач (как, к примеру, думал И.
Кант), но потому, что таких задач не существует.
С обнаружением ошибочных формулировок этой проблемы объясняется также и история метафизических споров.
Позитивизм исходил из того, что единственным подлинным знанием является позитивное знание, которое может быть получено как результат частных наук, а решающая роль в достижении положительного знания принадлежит информации, непосредственно получаемой в опыте.
Позитивизм стремился развенчать представление о философии как о самостоятельной отрасли знания.
Он указывал на несостоятельность притязаний философов на особо важную роль в познании и в построении всеобъемлющей теории мира.
Для объяснения и познания мира достаточно отдельных специальных наук.
Чтобы существовать, философия должна ориентироваться в качестве своего идеала на эмпирическую науку, должна строиться 1 Каган М.С.
Философия как мировоззрение// Вопросы философии.
1997.
-№ 9.
С.38.

2 См.: Шлик М.
Поворот в философии //Аналитическая философия: Тексты.
М., 1994.

[Back]