Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 87]

87 Идеи позитивизма соответствовали тогдашнему «духу времени»: в это время широкое распространение получила идея господства науки над всеми другими способами познания.
Позитивизм всецело был ориентирован на научную рациональность.
Среди главных черт, характеризующих данное философское направление, можно выделить сциентизм, эмпиризм и критику метафизики.
Усилия метафизиков всегда были направлены на абсурдную цель — выразить чистое качество
(«сущность» вещей) с помощью познавательных предложений, т.
е.
высказать
невысказываемое.
Качества не могут быть «высказаны».
Они могут быть лишь показаны в опыте.
Однако к этому показыванию познавание не имеет никакого отношения.1
Таким образом, метафизика гибнет не потому, что человеческий разум не в состоянии разрешить ее задач (как, к примеру, думал И.
Кант), но потому, что таких задач не существует.
С обнаружением ошибочных формулировок этой проблемы объясняется также и история метафизических споров.
Позитивизм исходил из того, что единственным подлинным знанием является позитивное знание, которое может быть получено как результат частных наук, а решающая роль в достижении положительного знания принадлежит информации, непосредственно получаемой в опыте.
Позитивизм стремился развенчать представление о философии как о самостоятельной отрасли знания.
Он указывал на несостоятельность притязаний философов на особо важную роль в познании и в построении всеобъемлющей теории мира.
Для объяснения и познания мира достаточно отдельных специальных наук.
Чтобы существовать, философия должна ориентироваться в качестве своего идеала на эмпирическую науку, должна строиться
по образу и по добию знания и отказаться от претензий на постижение «первых начал» бытия и познания.
О.
Конт считал, что место спекулятивной метафизики должна занять новая «позитивная» философия.
Прежняя философия, занятая поисками начала, причины и сущности явлений, должна уступить место философии,
1 Шлик М.
Поворот в философии //Аналитическая философия: Тексты.
М., 1994.
[стр. 110]

по основанные на принципиальном отказе от выражения целостного миропонимания, которое полагается вообще невозможным в XX веке».1 Идеи позитивизма соответствовали тогдашнему «духу времени»: в это время широкое распространение получила идея господства науки над всеми другими способами познания.
Позитивизм всецело был ориентирован на научную рациональность.
Среди главных черт, характеризующих данное философское направление, можно выделить сциентизм, эмпиризм и критику метафизики.
Усилия метафизиков всегда были направлены на абсурдную цель — выразить чистое качество
(“сущность” вещей) с помощью познавательных предложений, т.
е.
высказать
нсвысказывасмое.
Качества не могут быть “высказаны”.
Они могут быть лишь показаны в опыте.
Однако к этому показыванию познавание не имеет никакого отношения.1
2 Таким образом, метафизика гибнет не потому, что человеческий разум не в состоянии разрешить ее задач (как, к примеру, думал И.
Кант), но потому, что таких задач не существует.
С обнаружением ошибочных формулировок этой проблемы объясняется также и история метафизических споров.
Позитивизм исходил из того, что единственным подлинным знанием является позитивное знание, которое может быть получено как результат частных наук, а решающая роль в достижении положительного знания принадлежит информации, непосредственно получаемой в опыте.
Позитивизм стремился развенчать представление о философии как о самостоятельной отрасли знания.
Он указывал на несостоятельность притязаний философов на особо важную роль в познании и в построении всеобъемлющей теории мира.
Для объяснения и познания мира достаточно отдельных специальных наук.
Чтобы существовать, философия должна ориентироваться в качестве своего идеала на эмпирическую науку, должна строиться
1 Каган М.С.
Философия как мировоззрение// Вопросы философии.
1997.
-№ 9.
С.38.
2 См.: Шлик М.
Поворот в философии //Аналитическая философия: Тексты.
М., 1994.


[стр.,111]

по образу и подобию знания и отказаться от претензий на постижение «первых начал» бытия и познания.
О.
Конт считал, что место спекулятивной метафизики должна занять новая «позитивная» философия.
Прежняя философия, занятая поисками начала, причины и сущности явлений, должна уступить место философии,
главной задачей которой является создание «теории науки» или сведение всех наук к «строго научному» виду, который может быть им придан путем построения единой классификации.
С точки зрения позитивистов, философские проблемы не решаются с помощью методов эмпирических наук, поэтому следует вообще отказаться от их решения.
Поэтому закономерным следствием позитивистской концепции явилось отрицание философии как особой самостоятельной науки, открывающей первопричины и сущности явлений, а также сведение философии к науке.
Сциентистски и техницистски ориентированной культуре теоретическое построение целостного мировоззрения оказалось попросту ненужным, поскольку конкретные науки не испытывают потребности выхода за пределы того, что может быть добыто позитивным исследованием.
Произошедший в XX веке так называемый «лингвистический поворот» перевел все основные философские проблемы в сферу языка, чем еще больше поколебал основные положения метафизического способа познания мира.
Обращение к языку связано прежде всего с тем, что он стал осознаваться не только как средство отображения мира или передачи информации, выражения переживаний и чувств человека, но и как универсальный способ бытия человека и культуры.
Язык обретает онтологическое обоснование: язык это бытие, среда обитания человека, а также его сущностное свойство.
Именно в языковой стихии человек способен осуществить себя и обрести способ познания мира.
Главным тезисом данного направления явилось положение о том, что неправильное употребление языка формирует неверные представления о мире.
Мысль о языке как источнике заблуждений связана с традициями мировой философии.
Прояснение языка, снятие языковых ловуIII

[Back]