Проверяемый текст
Сапрыкина Екатерина Владимировна. Трансформация функций философии в современной культуре (Диссертация 2004)
[стр. 89]

89 Постепенно фокус философского умозрения перемещается с объективного мира на воспринимающего субъекта.
«Мир» утрачивает свое объективное значение и уходит на второй план.
Он воспринимается только как переживаемый и представляемый человеком.
Мир лишается центра, некоего организующего его начала, под которым понимали первоначало, «первопричину».
В современной философии провозглашается отказ от субстанциализма поиска вневременных и внеисторических сущностей, единой основы всего существующего.
Отрицание универсализма приводит к отрицанию общей человеческой природы, скрывающейся за временным и случайным бытием человека.
Человек есть результат переплетения социальных и культурно-исторических обстоятельств.
Человек понимается как своеобразный текст, «составленный» из культурных систем и норм своего времени и, следовательно, заранее ограниченный исторической обусловленностью.
С признанием социокультурной и исторической обусловленности бытия человека происходит отказ от трансцендентального субъекта познания, носителя универсального разума.
Отказ от автономного и прозрачного для самого себя
субъекта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует»,
а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
А также знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.

Истина больше не универсальна, она не находится «вовне», за пределами мира.
Отказ от поиска вечной и неизменной истины, скрывающейся за
видимостью явлений и требующей своего открытия, приводит к выводу о множественности возможных интерпретаций мира, ни одна из которых не будет единственно правильной.
[стр. 112]

шек, языковых аномалий стали предметом пристального внимания лингвистической философии.
Позитивистские воззрения, а также антропологический и лингвистический поворот в философии послужили причиной изменения в типе философствования.
Постепенно фокус философского умозрения перемещается с объективного мира на воспринимающего субъекта.
«Мир» утрачивает свое объективное значение и уходит на второй план.
Он воспринимается только как переживаемый и представляемый человеком.
Мир лишается центра, некоего организующего его начала, под которым понимали первоначало, «первопричину».
В современной философии провозглашается отказ от субстанциализма поиска вневременных и внеисторических сущностей, единой основы всего существующего.
Отрицание универсализма приводит к отрицанию общей человеческой природы, скрывающейся за временным и случайным бытием человека.
Человек есть результат переплетения социальных и культурно-исторических обстоятельств.
Человек понимается как своеобразный текст, «составленный» из культурных систем и норм своего времени и, следовательно, заранее ограниченный исторической обусловленностью.
С признанием социокультурной и исторической обусловленности бытия человека происходит отказ от трансцендентального субъекта познания, носителя универсального разума.
Отказ от автономного и прозрачного для самого себя
субъехта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует», а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
А также знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.
Истина больше не универсальна, она не находится «вовне», за пределами мира.
Отказ от поиска вечной и неизменной истины, скрывающейся за
112

[стр.,113]

видимостью явлений и требующей своего открытия, приводит к выводу о множественности возможных интерпретаций мира, ни одна из которых не будет единственно правильной.
Мир утрачивает объективный и универсальный смысл.
Смысл создают сами люди, причем нет единых правил или ограничений для творчества культурных смыслов.
Суть изменения типа философии заключается в том, что первостепенное внимание стаю уделяться исследованию смыслов и значений, и характеризуется тем, что в философии видят теперь прежде всего систему познавательных действий; философия—такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений.
Следовательно, главная задача философии состоит в прояснении смыслов и значений, поэтому важной функцией философии, определяющей ее роль в культуре, становится герменевтическая функция.
На факт трансформации мировоззренческой функции философии и актуализации герменевтической функции, на наш взгляд, указывают исследования современных авторов, которые фиксируют изменения в современной культуре как «переход от законодательного разума к интерпретирующему», движение от «монологического разума к демократическому», как «конец великого проекта Истины».
Эти изменения связаны с принятием идей об исторической и культурной обусловленности философии.
Превращение философии из теории в деятельность осуществляется в творчестве Л.
Витгенштейна, считающего, что философия не должна заниматься построением каких-либо обобщающих теорий или гипотез, а основная задача философии это логическое прояснение смысла предложений: «Существуют глубокие тревоги: они коренятся в нас так же глубоко, как и формы нашего языка, а их значение так же велико, как и важность нашего языка.
Когда философы употребляют то или иное слово «знание», «бытие», «предмет», «я», «предложение», «имя» и стремятся постичь сущность вещей, надо всегда себя спрашивать: употребляется ли это слово в породившем 113

[стр.,143]

143 Суть перемен в философии заключается в преодолении восходящей к Декарту модели сознания как специфического типа генерирования философского знания и самообоснования философии, что повлекло за собой кризис типа рациональности, основанного на данной модели.
Изменения вызвали фундаментальные смещения в характере философского дискурса.
Во-первых, отказ от автономного и прозрачного для самого себя субъекта приводит к децентрации познающего субъекта.
Субъективность больше не «конституирует»
мир, а сама является элементом этого мира, выраженного в языке.
Во-вторых, знание больше не является репрезентацией мира, противопоставляемого субъекту и воспроизводимого в его знании.
Любое знание изначально содержит субъективность пред-понимания, а познающий субъект является частью мира, который осмысливает.

В-третьих, традиционное разграничение философии и поэзии, философии и риторики уступает место их взаимопроникновению и взаимовлиянию.
Кризис новоевропейского типа философской рациональности поставил вопрос о дальнейшей судьбе философии: одни провозглашают наступление «постфилософской» культуры и превращение философствования в разновидность литературной практики(Р.
Рорти), другие отстаивают тезис о жизнеспособности философии как академического занятия, третьи предлагают новые модели философской рациональности(Апель, Ю.
Хабермас).
Значительные изменения, отмеченные многими исследователями, имеют место в способе организации социальных практик.
В.
Фуре характеризует социокультурные перемены как конец «организованного модерна» в различных областях (экономике, политике, интеллектуальной сфере) и переход к «декомпозиции идеи общества», связанный с изменением взглядов на природу общества.
Представления об обществе как о социальном макросубъекте уступают место коммуникативной модели общества, основанной на образе общества «сети».
Данные перемены оказали влияние на изменения внутри самой критической теории, а также обусловили появление многообразных форм социаль

[Back]